Любовь Добржанская была ведущей актрисой Театра Советской Армии несколько десятков лет, но сегодня, увы, ее имя вспомнят легко лишь театралы. Остальным придется подсказать – "это мама Жени Лукашина"… Не так давно исполнилось 100 лет со дня её рождения.
Дворянские корни. Детство. Юность
Родилась в Киеве, в семье полковника царской армии — Ивана Андроникова-Добржанского, который впоследствии был сослан на 5 лет на Соловки. Хотя против Советов полковник Добржанский никогда не воевал. После ссылки, отец Любови Ивановны, бывший полковник российской армии, кавалер орденов Святого Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с мечами, креста Георгия Победоносца и солдатского георгиевского креста за защиту отечества в германскую войну, вынужден был определиться пастухом в казахских степях... В августе 1941 года Иван Андроников-Добржанский скончался от сердечного приступа.
Двадцать лет спустя, во время гастролей в Караганде, Любовь Ивановна взяла машину и одна поехала в Семипалатинск искать могилу отца. Вернулась она ни с чем.
Вместе с отцом в Киеве тогда арестовали и первого мужа Любови Ивановны — талантливого актёра Киевской драмы Ивана Ивановича Червинского. Взяли его по доносу, что было делом обычным, и судили, по сути, за "разговоры за преферансом". И.И. Червинский испытаний тюрьмы не выдержал и вскоре покончил с собой в камере.
Киевский русский драматический театр, 1924 - 1934
В 20-е годы юная Люба Добржанская занимаелась в театральной Соловцовской студии, в 1924 году ее принимают в Театр Русской драмы.
Сыграла много ролей в классическом и современном репертуаре: Негина («Таланты и поклонники» А.Н.Островского), Валя («Страх» А.Н.Афиногенова), Зина («Вредный элемент» В.В.Шкваркина). Первая исполнительница роли Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского (1-я редакция, реж. Нелли Влад).
Всего в Киеве она сыграла более 100 ролей – за 10 лет. Эта жесткая школа, когда для работы над ролью оставалась одна ночь, потом очень сильно помогла актрисе – уже в Москве. Режиссеры хвалили ее за способности яркого лицедейства. Некоторые старинные киевские театралы частенько вспоминали ее роли даже в таких полузабытых пьесах, как… «Фиолетовая щука» или… «Яблуневий полон». Хороший актер, как правило, «поднимает» к своему творческому уровню даже самые скверные драматургические поделки.
Она была одной из любимейших актрис в Киеве. Зрители и критики отмечали её необыкновенный дар перевоплощения, выразительный голос, сильный темперамент. Прекрасно пела. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом.
С 1926-го по 1927-й — недолго работала в Днепропетровске. Но все же первая театральная «десятилетка» Добржанской — Киев.
Театр Советской Армии, 1934 – 1977
В столицу ее пригласил директор Театра Красной Армии Месхители. Тогда только-только возникала знаменитая впоследствии труппа. В 1934 году Любовь Добржанская бросила все – главные роли, репутацию ведущей актрисы, - и отправилась в никуда. Комната в общежитии, обставленная реквизитной мебелью, незаметные роли, положение "молодой актрисы" нового театра. Дебютные ее роли на новом месте – Татьяна в "Мещанах", Рашель в "Вассе Железновой" - не были оценены театральной критикой.
Первый спектакль, который ее поставил рядом с Бабановой и Марецкой, сделал ее звездой московской сцены, - "Укрощение строптивой". Роль Катарины была сделана за две недели!
В 1935 году театр возглавил Алексей Дмитриевич Попов. Он не собирался давать актрисе из Киева главную роль в "Укрощении строптивой". "Идут репетиции, а дело не идет. Приглашается другая исполнительница, опять ничего не получается. Попов ходит чернее тучи, спектакль надо вот-вот выпускать, сделаны великолепные декорации, очень дорогие костюмы – денег в Москве на военный театр не жалели. Спектакль вошел в историю не только как блестящая актерская и режиссерская работа, но это было чудо сценографии. А укрощать-то некого", – рассказывает известный театровед и друг семьи Добржанских Павел Николаевич Жегин. Когда положение стало казаться безвыходным, решили попробовать на главную роль Добржанскую – терять было нечего. По воспоминаниям коллег, она просто ворвалась в спектакль стремительно и вдохновенно. Все смотрели на это как на чудо, хотя для Добржанской, к тому времени опытнейшей актрисы, сделать за две недели роль не представляло никакого труда.
Любовь Ивановна не любила говорить, как она работает, эта тема была закрыта. "Нужно иметь в душе что-то большое, запереть глубоко в себе и не показывать, - говорила она. – Зритель сам должен это увидеть". Возможно, именно в этом секрет ее ролей – таких разных, непохожих. Она никогда не играла себя. У нее был огромный репертуар: в понедельник она могла играть Эмилию Марти в "Средстве Макропулоса", во вторник – Фелисиану в "Учителе танцев", среди ее героинь были колхозницы, молдавские крестьянки… Все эти роли были яркими и очень разными.
Любовь Ивановна Добржанская обладала прекрасным голосом, ее "Колыбельная" в "Светлане" и романс в "Учителе танцев" до сих пор считаются образцами пения в драматическом спектакле. Пению она специально не училась – природная музыкальность позволяла. Она умела пользоваться своей музыкальностью при работе над ролью.
Любовь Добржанская вела репертуар театра на протяжении десятилетий, в середине пятидесятых выбирали пьесы "специально для Добржанской". И в то же время она никогда не отказывалась играть эпизодические роли. Уже будучи народной артисткой, она согласилась участвовать в спектакле, где сыграла крохотную роль матери слепого мальчика.
Новый расцвет творчества Добржанской приходится на 1960-1970-е годы. На смену все еще исполняемой Фелисиане приходят возрастные роли, и актриса открывает новые грани своего дарования. Еще одна особенность ее таланта — чувство национального характера. Одно из лучших созданий Добржанской — поэтичный и глубоко человечный образ молдавской крестьянки Василуцы («Каса маре» И.П.Друцэ, реж. Львов-Анохин, 1961). Актриса негромко, сдержанно поведала о поздней любви, глубоко спрятанной страсти своей героини, которую она мужественно преодолевает, дабы сберечь счастье других.
Звание народной артистки она получила очень поздно – в 1965 году, когда было сыграно более 30 центральных ролей, хотя еще в 1952 году она была единственной заслуженной артисткой в театре. Ей долгие годы не могли простить погоны отца и ее непролетарское происхождение.
В театре ее любили, уважали и немного побаивались. Добржанская была из плеяды тех артистов, которые стояли у истоков театра. Ее партнеры – Антоний Марцельевич Ходурский, Петр Александрович Константинов, Хованский, Ратомский... Теперь их называют легендами театра, они своим присутствием наполнили жизнью актерский дом. Для Любови Добржанской эта жизнь подчинялась строгим правилам: никаких пересудов и сплетен, никакой праздности в театре. Она не обладала никакой реальной властью, однако многие с тревогой ждали ее реакции на то или иное событие в театре, но ее личные симпатии или антипатии никогда не влияли на профессиональные оценки.
Участвовала также в постановках Театра «Современник»: «Восхождение на Фудзияму», «Из записок Лопатина», «Эшелон».
Второй брак
Второй муж Добржанской — Осип Александрович Шахет, превосходный актёр и обаятельный человек. Беда грянула внезапно. Утром Осип Александрович вышел на балкон. Любовь Ивановна ещё оставалась в спальне, когда услышала его пронзительный крик. Он сидел на полу и держался за сердце. Так, летом 1949 года Любовь Ивановна осталась вдвоем с матерью Ольгой Васильевной, в Москве, в доме на улице Дурова.
Кино
Незабываемы работы Добржанской в кино, хотя их было немного, в основном роли "второго плана". Она дважды снялась у Э.А.Рязанова — мать Юрия Деточкина (Берегись автомобиля, 1966) и мать Жени (телевизионный фильм Ирония судьбы, или С легким паром, 1975). Режиссер отмечал поразительную естественность актрисы перед камерой.
После "Берегись автомобиля" Добржанской одну за другой предлагали кинороли, но она отказывалась – слишком любила театр, любила работать над ролью долго, жить на сцене, каждый раз находя для спектакля новые краски… В ее фильмографии – едва ли десяток ролей, и сотни образов – на сцене.
Настоящим открытием Добржанской стала роль Бабуленьки в экранизации романа Ф.М.Достоевского «Игрок» (реж. А.В.Баталов, 1984). Напряженным драматизмом отмечена роль Екатерины Андреевны («В четверг и больше никогда», реж. А.В.Эфрос, 1977). Среди других киноролей — Писательница («Урок литературы», реж. А.Коренев, 1968), Айбала («Адам и Хева», реж. Коренев, 1970).
Работы Добржанской и в театре, и в кино отличало умение создать законченный психологический рисунок роли. Она владела "секретом показа своего героя одновременно в разных аспектах его бытия, его раздумий. Мысль ее точна, интонации безупречны…". Ее чувство автора, стиля, времени и зрителя безошибочны, ее монологи — это "тревожная исповедь, мысли вслух, поток лирики, трезвое рассуждение, монолог-песня". И всегда — раздумье о смысле человеческого существования, почему так значительны ее создания и так близки и дороги они зрителям.
Третий брак
Добржанская помимо спектаклей постоянно была занята в концертах, её исполнение романсов имело большой успех.
Третий муж Любови Ивановны (они поженились в 50-е годы) - Виктор Яковлевич Кручинин, гитарист из знаменитой цыганской семьи, неизменный аккомпаниатор Добржанской на концертах.
В январе 1975 года Кручинин скончался.
Последние годы жизни
Свою последнюю кинороль Добржанская сыграла в фильме "В четверг и больше никогда". Сдавала память. Она ещё не догадывалась, что это подступала болезнь. Неизлечимая болезнь старости.
Коллеги считали Добржанскую эталоном "старой школы" - никакой отсебятины на сцене, требовательность к себе. В 1977 году ей стало уже тяжело играть в полную силу, стал забываться текст. Добржанская приняла решение: "Я ухожу на пенсию". В театре ее уговаривали не уходить, но Любовь Ивановна осталась верной себе.
Когда-то она шутила: "Вот выйду на пенсию, устроюсь смотрителем в музей и целый день возле картин буду!" (Любовь Ивановна ценила живопись и не пропускала ни одной интересной выставки). Но реальность оказалась иной: все в ее жизни было подчиненно тому, ради чего она существовала – сцене. Актриса не представляла себе жизнь без сцены, но числиться в театре считала для себя невозможным. Без театра, через два года после ухода на пенсию, ее не стало…
В декабре 1978 года в связи с 70-летием Добржанской (впрочем, с точностью дат в театральном мире всегда остается место догадкам и предположениям) в Большом зале ЦТСА состоялся торжественный вечер с театрализованной программой. Театр отдавал дань признательности своей Первой актрисе. Но этот вечер стал и вечером прощания Добржанской с театром. Судьба не даровала ей легкой кончины. Умирала она так же, как её муж Виктор Яковлевич, мучительно.
3 ноября 1980 года Любовь Ивановна Добржанская отмучилась. Когда закончилась панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал. В это время траурные мелодии смолкли и неожиданно зазвучал печальный вальс из "Вишнёвого сада". В театре вспомнили, что как-то мимоходом в своей обычной, чуть шутливой манере Любовь Ивановна высказала такое странное желание. Мелодию в этом вальсе вела гитара. Гитара её Вити. Она направлялась туда, где покоился её друг и супруг.
Любовь Ивановну похоронили на Ваганьковском кладбище (участок № 21) рядом с могилой Виктора Яковлевича Кручинина.