В 1974 году окончила актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, курс И.П. Владимирова).
В 1975 году была принята в труппу Театра им. Ленинского комсомола (Ленком). Первая и лучшая исполнительница роли Кончиты в культовом спектакле "Юнона и Авось".
Снимается в кино, работает на телевидении. Зрители запомнили ее героинь в фильмах: «Концерт для двух скрипок», «Аты-баты, шли солдаты», «Двенадцать стульев», «По данным уголовного розыска», «Принцесса цирка», «Место действия», «Смерть в кино», «Пятый ангел». Среди ролей в телевизионных спектаклях: Настенька ("Беда от нежного сердца" В.А. Сологуба), Доримена ("Брак поневоле" Мольера) и др. Работает на радио - Героиня в радиоспектакле "Нежность" по письмам А. Барбюса, и др.
Детство. Выбор пути
Родилась в простой семье, есть старший брат. Мама была инженером-экономистом, зато папа - пел, танцевал, его принимали во ВГИК, в хор имени Пятницкого. Но было уже поздно, потому что он, по традиции семьи, поступил в институт водного транспорта и всю жизнь занимался не своим делом.
В детстве очень любила танцевать и хотела заниматься балетом. Но до определенного возраста ей не позволялось не только танцевать или бегать, но даже много ходить. Причина – болезнь, которая тогда называлась «порок сердца». Потом эта нереализованная энергия начала её сжигать, и она все время рвалась танцевать. Но упустила время. Поэтому пошла в одну из казанских драматических студий. Там и почувствовала вкус к театру. Однако педагог сказала, что артисткой ей не стать из-за картавости. Но она же Козерог, а они упертые! Ходила, рычала изо всех сил и, наконец, научилась выговаривать «р». Правда, только к 6-му классу.
Но когда дочь Елена решила стать актрисой, папа был за неё. Елена поехала к бабушке, потому что по маминой линии они питерцы. Папа окончил Институт водного транспорта, и семья оказалась в Казани. Для мамы это было настоящей ссылкой. Воспитывала дочь строго, по-питерски: никаких гуляний, никаких школьных вечеринок. Елена много читала, в том числе специальную литературу. У неё была замечательная учительница по литературе – колоритная башкирка с постоянным мундштуком в зубах, фронтовичка. Она за год натаскала Елену по живописи, музыке и литературе. Они вместе ходили в консерваторию, и Елена со своим непрофессиональным слухом могла по первым нотам определить, чья музыка звучит. Все это ей потом здорово пригодилось. Если человек сам не создает свой духовный мир, он теряется, он одинок.
Она поступила в Ленинграде на актерские курсы Игоря Владимирова, в театр Ленсовета, который тогда блистал. И имела счастье общаться с Алисой Фрейндлих, которая несла в себе идеал женщины, актрисы, женственности. Потом попала в Ленком, он тогда только-только создавался, и Захаров был полон веры и надежды.
Театр. «Ленком»
Елена заканчивала учиться в питерском ЛГИТМиКе, когда в Ленинград приехали Александр Збруевс молодым режиссером Марком Захаровым. Он отбирал актеров для своего театра, посмотрел их дипломный спектакль «Бесприданница» и пригласил Шанину в труппу. Это было в 1974 году.
В ней есть все – мягкая женственность, незащищенность и огромная внутренняя сила, мудрость и ребячливый задор, предельная искренность и элегантная отстраненность, парадоксальность и лирика … Первая исполнительница роли Кончитты отметила вместе с коллегами 25-летие «Юноны и Авось» и очередную премьеру: в новой постановке «Ленкома», мольеровском «Тартюфе», Елена Шанина играет служанку Дорину, острохарактерную, гротесковую роль.
Героини Шаниной - трепетные, нежные, тонкие натуры; сильному драматическому дарованию актрисы присущи грациозность, пластичность, музыкальность, в нем сочетаются высокая, "звенящая" лирика с блестящим гротеском и яркой характерностью.
Карьера в кино
В кино она снималась мало. Елена Шанина: «Не сложилось с молодости. Еще учась в питерском ЛГИТМиКе, я пробовалась в фильм «Романс о влюбленных», практически была утверждена на главную роль. Тогда студентам не разрешали сниматься, и Андрей Сергеевич Кончаловский писал письма в институт с просьбой отпустить меня на съемки. Но тут на горизонте возникла Елена Коренева, которая увлекла Кончаловского не только как актриса, но и как женщина».
К тому же, было время, когда на актрису было наложено некоторое вето, потому что у неё был, как говорили, западный тип лица, это считалось почти ругательным. Сейчас он вроде вошел в моду, а тогда требовалось нечто более приближенное к народу.
Затишье в карьере
В родном «Ленкоме» Елена по-прежнему играет острохарактерные роли - жестокую медсестру Рейчед в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки», игривую служанку Дорину в «Тартюфе», тургеневскую героиню Наталью Петровну в спектакле «Две женщины». Словом, ей грех жаловаться. И все равно актриса как будто бы с сожалением вспоминает те роли, которые были в юности: Нелли в «Тиле», Красотку в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты», Цейтл в «Поминальной молитве» и, конечно, Кончиту. Она первая исполнила эту роль в визитной карточке «Ленкома» - спектакле «Юнона» и «Авось». Уже после нее были Алена Хмельницкая, Инна Пиварс, Анна Большова, Алла Юганова. Но в восприятии большинства зрителей нежная и трогательная, верная и страстная 15-летняя испанская красавица смотрит на нас по-прежнему огромными глазищами Елены Шаниной.
Елена Шанина довольно долго была молодой героиней, с 21 года играла в театре 12 главных ролей, а когда к 40 годам родила ребенка, должна была перейти в другой статус. Но драматургического материала для женщин этого возраста крайне мало. Марк Анатольевич признался, что хорошо к ней относится, но понятия не имеет, что с ней делать в этот переходный период. Сказал, поддержит любую её идею. Так возник спектакль «Две женщины» в постановке Владимира Мирзоева, он шел на сцене Ленкома 10 лет.
После рождения дочери она Кончиту больше не играла. И вообще, слетела как-то сразу со всех ролей. И все равно была счастлива, что успела родить ребенка. Поймала судьбу в последний момент, и эту радость ничто не могло омрачить. Говорит Елена Шанина: «Обидно, конечно, что молодость уходит. Жизнь вообще иногда обидно складывается. Другое дело, как человек относится к превратностям судьбы. Я считаю: лучше, когда зрители жалеют, что любимые актеры ушли рано, чем с сожалением смотрят, как они доигрывают роли, из которых давно выросли.
У меня никогда не было творческих простоев. Но 52 спектакля в месяц, как бывало в молодости, сегодня не играю. Мне надо беречь силы и время для своей дочери. Я всегда мечтала завести ребенка. Но все было некогда: то съемки, то спектакли. Театр - это то же режимное предприятие, где актер не может покинуть рабочее место, иначе подведет коллектив. Сколько было пережито трагедий, когда перед актрисой стоял выбор: заводить ребенка или выпустить очередную премьеру. И я едва ухватила судьбу за хвост, когда родила дочь почти что в 40 лет. На тот момент мне было уже не важно, какую роль я из-за этого потеряла».
Но и уйти из Ленкома Елена Шанина никогда не хотела. Во-первых, некуда, страшно. Во-вторых, в Ленком вложено 34 года её жизни. У неё замечательные отношения с коллегами, всё, что она имеет, дал ей, как она считает, театр. Вначале общежитие, потом комнату, когда вышла замуж за Мишу Поляка, - квартиру. После развода ее разменяли, она перебралась в центр, опять же благодаря театру. А когда родила дочь, получила двухкомнатную квартиру. Театр же дал ей звание народной артистки России.
Тем более, что простоев у Елены Шаниной не было. После того, как она родила и лишилась всех основных ролей – уже в силу возраста, в силу политики театральной, - сразу появились Роман Козак и Паша Каплевич со спектаклем «Банан» по пьесе Мрожека «Вдовы». Замечательный был спектакль. Потом возникли «Две женщины» по Тургеневу в постановке Мирзоева. Поэтому особого простоя у неё не было, она активно играла в антрепризных спектаклях.
Другое дело, что она все эти годы не работала с Захаровым. Он теперь все новые спектакли ставит в основном в расчёте на свою дочь, ведущую актрису театра Ленком Александру Захарову. «Сейчас он репетирует «Женитьбу», у меня там нет работы. Хотя для меня, наверное, нет роли в этой пьесе. Но очень грустно, потому что спектакль ставится к 80-летию театра, и чувствуешь себя чужой на этом празднике жизни».
А в сериалы она не попадает, потому что пока не предлагают. Самой же проситься - в её поколении это не было принято.
Личная жизнь
Была замужем за актером Михаилом Поляком. Они были большими друзьями, и, если бы Михаил не начал пить, прожили бы вместе долгие годы. Он был интеллигентным, тонким, умным. Но именно для таких людей 70-е годы были ужасными: они либо уходили в диссидентство, либо спивались. Елена Шанина пыталась ему помочь. Но все бесполезно, если сам человек этого не хочет. «Миша не хотел. Я думаю, пьянство - это болезнь души. К сожалению, Миши уже нет в живых».
Роман с Александром Збруевымвспыхнул в родном театре «Ленком». Тогда Шанина впервые выступила на сцене в роли Кончиты в спектакле «Юнона» и «Авось». Об этих отношениях знала вся труппа. А когда в 1993 году Шанина забеременела и родила от Збруева дочь Татьяну, об этом узнала и его жена актриса Людмила Савельева. Александру Викторовичу на тот момент исполнилось 55 лет. Он сам рассказал жене о внебрачном ребенке. Говорят, тогда он не ушел из семьи из-за старшей дочери Натальи. Именно она якобы просила отца не оставлять их.
Долгое время актер жил на два дома. Дни проводил с Шаниной, а ночевал с законной супругой. Окончательно уйти из семьи Збруев так и не смог. Несмотря на то, что дочь Наталья уже давно живет отдельно от родителей. Недавно Александр Викторович вместе с женой переехали на новую квартиру, у них все хорошо. Но по слухам, и с Танечкой Шаниной Збруев видится регулярно. И принимает самое активное участие в воспитании девочки.
Таня занимается музыкой и прекрасно поет. Елена Шанина: «Танечке 15 лет, и она учится в 10-м классе. Кем она станет - пока не знаем. Я не хочу на нее давить и ничего навязывать. Помню, как моя мама ругала меня: «Учи физику, дура». Потому что тогда вышел на экран фильм «Девять дней одного года» и физики были в моде».