Учёба
Родилась 19 июля 1941 года в Москве, в семье врача Игоря Борисовича Бессмертнова и Антонины Яковлевны Бессмертновой (в девичестве — Пешковой). В семье Бессмертновых не было деятелей искусства. Но Наташа с детства любила танцы и интересовалась балетом. Поэтому ее отдали в 1952 году учиться в Московское хореографическое училище, где она делала быстрые успехи и блестяще окончила его в 1961 году у педагогов М.А.Кожуховой и С.Н.Головкиной. Сразу после этого она была принята в труппу Большого театра.
Большой театр
С первых шагов в Большом театре у Н.И.Бессмертновой проявилось дарование лирического характера. Ее дебютом явился седьмой вальс и мазурка в "Шопениане" М.М.Фокина, она выступила также в главной роли современного балета А.И.Баланчивадзе "Страницы жизни" (постановка Л.М.Лавровского), где ее партнером был начавший свою сценическую карьеру вместе с нею М.Л.Лавровский.
Н.И.Бессмертнова обладает редкими данными танцовщицы романтического плана. Линии ее фигуры удлиненные и гибкие, пластика изысканна, руки изящны и выразительны. Танец ее легок и воздушен, артистка органически живет в нем. Наряду с "Шопенианой" одной из ее коронных ролей стала Жизель в одноименном балете. На гастролях в Англии и в других странах ее исполнение имело необыкновенный успех. Балерина быстро получила мировую известность и имела многообразную, восторгающуюся ее искусством прессу в СССР и за рубежом.
Внешние данные романтической танцовщицы сочетаются у Н.И. Бессмертновой с редкой способностью к разнообразному танцевальному и пластическому выражению внутреннего мира исполняемых ею персонажей, с тонким чувством стиля различных балетов, что дает возможность широкой трансформации сценического облика ее героинь.
Прима-балерина и этапы творчества
В дальнейшем Н.И.Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных Ю.Н.Григоровичем.
Исключительная музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Ее танец, технически безупречный, богат пластическими нюансами и порою имеет как бы импровизационный характер. Балерина настолько сливается со своей танцевальной партией, что кажется, будто ее танец создается ею самой здесь и сейчас.
Особенно все это проявилось в балетах, поставленных Ю.Н.Григоровичем. Ее Маша в "Щелкунчике" (1968) - юная мечтательница, устремляющаяся вслед за своей мечтой в неведомые дали. Хрупкая, но мужественная Фригия в "Спартаке" (1968) из страдающего существа превращается в носительницу Мировой скорби, рождаемой вселенской катастрофой. Изящная, гибкая, словно газель, Ширин в "Легенде о любви" (1965) горюет и никнет к концу этого трагического произведения. Двойственная Одетта-Одиллия в "Лебедином озере" предстает как двуликий Янус, предопределяющий трагическую судьбу Принца. Ее Раймонда в одноименном балете (1984) величественна и горделива. Анастасия в "Иване Грозном" (1975) загадочна и таинственна. А роли Валентины в "Ангаре" (1976) и Риты в "Золотом веке" (1982) позволили Н.И.Бессмертновой создать образы современных девушек, и ее дарование засверкало новыми гранями.
Столь же своеобразна Н.И.Бессмертнова и в партиях Джульетты в "Ромео и Джульетте" (она танцевала обе редакции - и Л.М.Лавровского, и Ю.Н.Григоровича), Китри в "Дон Кихоте", Авроры в "Спящей красавице". Репертуар актрисы обширен, ее творческий диапазон широк, танцевальное мастерство совершенно, а дар перевоплощения в разные образы уникален.
Следует отметить, что Н.И.Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в "Ромео и Джульетте" С.С.Прокофьева и Анастасии в Иване Грозном на музыку С.С.Прокофьева, поставленных Ю.Н.Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978).
Педагог, репетитор, постановщик
По окончании сценической карьеры (последний спектакль на сцене Большого театра - "Жизель" - состоялся в 1994 г. - продолжала деятельность педагога-репетитора вплоть до 1995 г.
Уйдя в 1995 году из Большого театра, Н.И.Бессмертнова работала в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые Ю.Н.Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах.
В 2001-2003 гг. вернулась в Большой театр как ассистент хореографа-постановщика и педагог-репетитор, участвовала в новой постановке "Лебединого озера" и возобновлении "Легенды о любви" и "Раймонды". Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: "Раймонда" (Национальная опера Белоруссии, Минск, 1997; Пражский национальный театр, 2001), "Щелкунчик" (Молдавская национальная опера, 1998; Пражский национальный театр, 1998, Стамбульский театр оперы и балета, 2001), "Спящая красавица" (Национальный театр, Варшава, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-97), "Ромео и Джульетта" (Кремлевский балет, 1999), "Легенда о любви" (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), "Спартак" (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), "Иван Грозный" (Кремлевский балет, Москва, 2001; Парижская Опера, 2003).
Как член жюри участвовала в работе международных конкурсов артистов балета в Лозанне (Швейцария) - Приз Лозанны (1995) и Варне (Болгария, неоднократно), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-2004, в 2001, 2004 - председатель).
Оценка деятельности
За свой вклад в хореографическое искусство Н.И.Бессмертнова
удостоена звания Народной артистки СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премии СССР (1977). Она, кроме того, получила первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария) в 1965 году и премию имени Анны Павловой в Париже в 1970 году.
Работы в кинематографе
Н.И.Бессмертнова снималась в телебалете "Ромео и Джульетта" (1968), участвовала в экранизации балетов "Жизель" (1975), "Шопениана" (1977), в кинофильмах-балетах "Спартак" (1976), "Грозный век" (по балету "Иван Грозный", 1977). Творчеству Н.И.Бессмертновой посвящен телефильм "Жизнь в танце" (1978).
В свободное время Наталья Игоревна любила слушать музыку, читать книги, проводить время на природе, посещать музеи, путешествовать.
Уход из жизни
В ночь на 19 февраля, 2008 года, в одной из московских больниц на 67-м году жизни скончалась от тяжелой болезни Наталья Бессмертнова - уникальная балерина, без которой невозможно себе представить Большой театр "эпохи
Григоровича".
Из воспоминаний современников
Галина Уланова
— Помню, как на каком-то спектакле „Жизели“, взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно „жила“ она в „толпе“, так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели.
Серж Лифарь
— Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…
Владислав Третьяк
— Наталья Бессмертнова сумела покорить и очаровать весь мир своим великим и неповторимым талантом.
Галина Иноземцева (балетный критик)
— Стремительно несётся время. Из театральных залов уходят одни зрители, приходят другие. Но в легендах, которые передаются балетоманами из уст в уста, продолжает жить образ одной из величайших романтических балерин XX века Наталии Бессмертновой как олицетворения света, добра, красоты чувств, её героинь помнят, ими восхищаются, сопереживают им. Она и сейчас осталась непревзойдённой.