В 1934 глду окончил химический факультет Московского университета. Выступал в массовках Театра Революции, учился в открывшейся при театре актёрской студии (в дальнейшем Московское городское театральное училище, педагог О.Пыжова) и был принят в труппу театра (середина 30-х г.г.). В спектаклях театра играл эпизодические роли, ассистировал режиссёрам. Писал пьесы, рассказы.
В годы войны во фронтовой бригаде театра - исполнял куплеты, начал конферировать в образе нескладного, стесняющегося человека. До 1949 года совмещал работу в театре и на эстраде (в 1946 году - дипломант II Всесоюзного конкурса артистов эстрады).
В 1950 году Афанасий Белов полностью перешёл на эстраду. Маска Белова-конферансье претерпела изменение - теперь это был несколько флегматичный, с малоподвижным лицом человек, но доверчивый и открытый к общению. Весёлые искорки в глазах выдавали затаённую иронию; смешной чудак превратился в «парня себе на уме», как писал Ю.Юзовский: «Это не столько маска, это целый характер, который артист, отдадим ему должное, обстоятельно эксплуатирует». Исполнял также сатирические куплеты, песенки, музыкальные фельетоны собственного сочинения.
Уже в 50-е годы ему пишут известные эстрадные авторы. Большое внимание уделял работе с композиторами М.Блантером, О.Фельцманом, А.Островским, настаивал на мелодичной, неторопливой, чуточку минорной музыке. Номера Белова - хорошо разыгранные мини-спектакли, ироничные, с долей эксцентрики. Не случайно он возвратился в театр - по приглашению М.Мироновой и А.Менакера принял участие в спектакле «Клялсы» Дыховичного и Слободского, где исполнил шесть разнохарактерных ролей (1960).
С 1962 года Белов в Московском мюзик-холле, где его звёздным часом стал и спектакль «Тик-так, тик-так» (1963), и «Сто и одень день в Париже» (1966). В эпизодах «Каменный век», «Восток», «Древний Рим», «Русское дореволюционное кабаре, или 1910 год» создал ряд остросатирических портретов. Спектакль «Тик-так...» шёл в Париже, рецензенты сравнивали Белова с известным французским комиком Бурвилем.
В кино - с 1927 года (фильм «Сумка дипкурьера»). Наиболее заметная роль - массажист Лубяго в фильме «Первая перчатка». Написал сценарии к нескольким фильмам.
Афанасий Севастьянович Белов умер 30 октября 1989 года в Москве.