“Что бы такого сделать плохого?..”, “Надо жить умеючи, надо жить играючи. Словом, надо, братцы, жить припеваючи…”, “Меня не слышат – это минус, но и гонят – это плюс…”, “Ну а потом – суп с котом! Суп с котом и adieu…” – эти всем знакомые цитаты пришли в нашу речь из мультфильмов Ефима Гамбурга.
“Что такое хорошо и что такое плохо” (по Маяковскому), “Слоненок” (по Киплингу), “Ограбление по…”, “Голубой щенок”, “Пес в сапогах”, “Контакты. Конфликты…” (по Жванецкому) – это все Гамбург.
Он закончил художественно-графический факультет Московского педагогического института имени Крупской, и с 1955 года до конца жизни работал на “Союзмультфильме”. Начинал с сюжетов для сатирического журнала “Фитиль”. Сатира и пародия – его любимые жанры с первой же самостоятельной режиссерской работы (“Происхождение вида”, 1966). Некоторое время он был этаким Мелом Бруксом в отечественной мультипликации, пересмеяв советский и западный шпионский детектив (“Шпионские страсти”, 1967), американский, итальянский и французский гангстерский фильм (“Ограбление по…”, 1978), мюзикл (“Голубой щенок”, 1976), фильм плаща и шпаги (“Пес в сапогах”, 1981). Многослойный юмор и скрытый стеб закрадывался в самые невинные произведения Гамбурга. Чего стоит хотя бы дразнилка из вольной экранизации милой детской сказки венгерского писателя Д. Урбана “Голубой щенок”:
“Голубой, голубой,
Не хотим играть с тобой!”
Сатирические мультфильмы для взрослых – большая часть его творчества. Три выпуска “Только для взрослых” на темы воспитания (1971-1974), четыре выпуска “Контакты. Конфликты…” на тексты Михаила Жванецкого (1984-1987). Режиссер не только мастерски пародировал жанры серьезного кино, но и сам охотно работал в разных жанрах серьезной мультипликации: антифашистского фильма-памфлета (“Внимание! Волки!”, 1970), фильма-притчи (“Старые заветы”, 1968; “Парадоксы в стиле рок”, 1982). Фильмы Гамбурга, выполнявшие “социальный заказ”, тоже останутся в истории мультипликации благодаря оригинальной форме. Они построены на рисунках детей СССР и ГДР (в сотрудничестве со студией ДЕФА): “Край, в котором ты живешь” (1972), “Песня дружбы” (1973), “Мы рисуем Октябрь” (1977). В 1990-м Гамбург создал серию мультипликационных клипов “Басни Крылова” с участием известного эстрадного певца Сергея Крылова.
Последний большой проект режиссера – мультипликационная экранизация повести Михаила Булгакова “Роковые яйца” – остался незаконченным. Жаль. После откровенно неудачного игрового фильма мы могли бы получить достойное воплощение булгаковской фантазии. Но, как бы то ни было, рисованные фильмы Ефима Гамбурга останутся не только в нашей памяти. Им будут улыбаться дети и взрослые следующих поколений.