Небезоблачное начало
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года, в Москве, в семье крупного организатора советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой – Суламифь и Асаф Мессереры – были профессиональными танцовщиками. В 1930–1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра, а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу.
Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда отец Майи был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. Там Майя Плисецкая училась в школе, каталась на лыжах, впервые выступила на сцене в самодеятельном представлении оперы А.С. Даргомыжского «Русалка».
В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы. Отец был расстрелян, а мать была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с только что родившимся сыном, третьим ребёнком в семье. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941-м году, за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.
Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. Там она последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре. Майя Михайловна была принята в Большой театр после окончания училища в 1943 году и очень быстро стала его ведущей балериной.
Прима–балерина Большого театра
В 1945 году Майя Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева, 1945), а затем в 1959 году она с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Юрий Николаевич Григорович).
Среди лучших ролей М. Плисецкой: Мехменэ Бану («Легенда о любви» Арифа Джангировича Меликова, балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Константиновича Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» Александра Константиновича Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Бориса Владимировича Асафьева), Китри («Дон Кихот» Людвига Федоровича Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Майя Михайловна выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппа театра города Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).
Балетмейстер
Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Натальей Ивановной Рыженко и Виктором В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Раймонда» Александра Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии).
«Лед и пламень»
В 1983–1884 Майя Михайловна являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988–1990 — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего.
В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.
Майя Плисецкая — универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей были подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные — большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею — перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.
Большой победой стала партия Одетты-Одиллии: добро и зло, любовь и коварство, благородство и низменность характера представали в двух образах, созданных балериной. Движения необыкновенно гибких рук, корпуса создавали иллюзию трепета крыльев, плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем станет мировой легендой. Ее руки в «Лебедином озере» сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых крыльев.
Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь». Шедевром в исполнении Плисецкой стал и «Умирающий лебедь» Сен-Санса, поставленный еще Фокиным для великой Анны Павловой.
Плисецкая и кино
М. Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства.
Впервые на кино экране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой».
В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса. В экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Зархи в 1968 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Плисецкая блестяще справилась с ролью, хотя и опыта маловато, и специфика кино очень сильно отличается от театральной. Были, правда, у балерины раньше текстовые фрагменты в балетах Бежара. Но все это не то. Бетси —дебют балерины в академической роли в кино. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину «Зодиак», где она сыграла музу Чюрлениса.
В 1976 году режиссер Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Майя Плисецкая блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановки балетмейстера Елизарьева.
Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987). Творчеству Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.
Бесстрашие истинного художника
По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам Майя Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на ее долю выпало немало испытаний: в детстве — арест родителей, вынужденное сиротство; позднее — постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то бдительное око КГБ, чиновники министерства культуры, руководство Большого театра).
Плисецкую всегда отличало бесстрашие — творческое и поведенческое. В самых сложных творческих и жизненных ситуациях Майя Михайловна отчаянно шла на риск, бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах, доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с выдающимися хореографами мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского «Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 году из родного Большого театра, которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.
Майя Михайловна обладала редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывала к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину. Специально для жены он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе, превратил ее в «Кармен-сюиту». Майя Плисецкая – и автор мемуаров «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тридцати главах» (2007).
К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе, хотя Плисецкая и Щедрин жили на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.
Личная жизнь
Первым мужем Плисецкой был начинающий балерун Марис Лиепа. В 1956 году, будучи ещё совсем молодым, блестяще выступив в Москве на декаде латышского искусства, Марис получил приглашение станцевать с Майей Плисецкой «Лебединое озеро» на гастролях в Будапеште. Творческий союз увенчался законным браком, что, однако, не привело ни к семейному счастью, ни к вожделенному переходу в Большой. Примечательно, что о кратковременном супружестве бывшие муж и жена ни словом не обмолвились в своих мемуарах.
В 1950–е годы Плисецкая бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В. Катаняна. Там она пропела музыкальные куски из прокофьевского балета «Золушка», а хозяева записали это на пленку. Эту пленку дали прослушать молодому композитору Родиону Щедрину (он на 7 лет младше Майи), и он был изумлен: труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в соответствующих тональностях. Щедрин и Плисецкая впервые встретились лично, когда в том же доме принимали Жерара Филипа, и Щедрин играл много своей музыки.
Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году решил поставить Большой театр. Здесь Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции. Их свадебным путешествием стала поездка на машине Родиона из Москвы в Сочи через Тулу, Харьков, Ростов-на-Дону. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года. Свадебным подарком от матери явилась выхлопотанная двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте.
Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура. На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина – «Конька-Горбунка» – стоит посвящение: «Майе Плисецкой». Роль Царь-девицы, добавившая в ее палитру юмористических красок (постановка А.И. Радунского), вошла в ее репертуар 18 сентября 1960 года. Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: «Анна Каренина» – «Майе Плисецкой, неизменно»; «Чайка» – «Майе Плисецкой, всегда»; «Дама с собачкой» – «Майе Плисецкой, вечно». Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее «место под солнцем».
«Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет», – говорит Плисецкая о своем муже. Им никогда не было скучно друг с другом. В августе 1958 года наша героиня забеременела. Ей предстоял трудный выбор — родить от любимого человека и бросить балет либо продолжать танцевать. Она избрала второй путь. Несмотря на протесты Щедрина, Майя Михайловна не решилась родить ребенка и бросить сцену. Балет вновь победил…
Домом для Майи Михайловны была, прежде всего, Москва, её квартира. Когда она ехала сюда, то всегда думала: «Вот я еду домой». Они с мужем жили также в Мюнхене, где снимали квартиру. Кроме того, там отличные врачи. А в Германии – лучшее в мире издательство «Шотт», которое имеет авторские права на произведения Бетховена, Шумана и другиливут в Тракае, в маленькой деревушке, в своём доме более 20 лет. И любили эту чудную страну, любили её людей. И, наверное, они отвечали им взаимностью. В Тракае работалось идеально, там Щедрин столько всего написал.
В самые последние годы Майя Михайловна жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург.
2 мая 2015 года умерла в Германии от сердечного приступа.