Ранние годы
Родился 11 февраля (30 января по старому стилю) 1875 года в Вильно в семье священника.
Учился в 1-й Виленской гимназии одновременно с Ф. Э. Дзержинским. Гимназистом участвовал в любительских спектаклях и приобрел репутацию декламатора и актёра. Окончив гимназию в 1894 г, поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его, поскольку увлекся театром, участвовал в спектаклях нескольких любительских трупп, а потом играл в провинциальных театрах Казани и Саратова.
Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 перешёл в московский Художественный театр К. С. Станиславского и Немировича-Данченко и стал одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе А. Н. Островского (1900). Создал в МХАТе 55 ролей. В первые же годы работы в труппе Качалов ведущий исполнитель пьес Чехова, Горького, Шекспира, Ибсена. Первые зарубежные гастроли МХТ в сезон 1906 года стали настоящим триумфом, в центре которого неизменно находился Василий Качалов.
По воспоминаниям, однажды прочитав в петербургской газете некролог Н. Н. Качалова (бывшего губернатора Архангельской губернии), решил взять его фамилию, а в дальнейшем познакомился с его сыном, также Н. Н. Качаловым, супругом актрисы Елизаветы Тиме, и рассказал ему эту историю. Впоследствии они подружились.
Дружил с Анатолием Мариенгофом; в его романах «Роман без вранья» и «Мой век. Моя молодость», которые очень биографичны, много написано о Качалове и его семье, окружении.
Карьера в театре и не только
Обладая неотразимым сценическим обаянием, чарующим голосом и всеми данными, чтобы первенствовать в традиционном амплуа героя-любовника, обладая также точным юмором и мастерством характерности, обладая — наконец — той нервной тонкостью, обостренностью интеллекта, способностью жить на сцене философской проблемой, которые делали его идеальным исполнителем ролей недавно возникшего амплуа «героя-неврастеника», Качалов всю жизнь совершенствовал в себе нечто иное: совершенствовал свое мастерство артиста «театра живого человека», который строили создатели МХТ. Ради того, чтобы продолжать это совершенствование, он отказывался от всех соблазнов (в 1904 его уговаривал уйти в задуманный им новый театр Максим Горький; неоднократно звали на императорскую сцену с соответствующим жалованьем).
С ролями Качалова связаны крупнейшие циклы работ МХТ: чеховский (Тузенбах, 1902; Петя Трофимов, 1904; Иванов, 1904), горьковский (Барон в «На дне», 1902; Протасов в «Детях солнца», 1905), цикл Достоевского (Иван, «Братья Карамазовы», 1910; Николай Ставрогин в одноименной инсценировке «Бесов», 1913), цикл Ибсена (Рубек, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». 1600: Яльмар, «Дикая утка», 1901; Хильмар Теннесси, «Столпы общества», 1903; пастор Мандерс, «Привидения», 1905; Бранд, 1906; Росмер, «Росмерсхольм», 1908; доктор Штокман в возобновлении 1923).
Вёл активную богемную жизнь в Москве «серебряного века». В рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» карикатурно изображён пьяный Качалов — «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос». Сергею Есенину принадлежит известное стихотворение «Собаке Качалова», начинающееся строками: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
После Октябрьской революции возглавлял часть труппы Станиславского, которая отправилась на гастроли по Центральной Европе и не спешила возвращаться. Часть актёров во главе с Качаловым после долгих раздумий вернулась в Москву в 1921 году.
В двадцатые годы Качалов выступил в новой для себя роли - ведущего спектакля. В инсценировках романов Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение» он читал текст «от автора». В его исполнении проза Толстого зазвучала как музыка, став полноправной составляющей театрального действия. Позже эти отрывки не раз исполнялись по радио, снимались на кинопленку.
Василий Качалов также неоднократно выступал в качестве своеобразного комментатора при подготовке радиоверсий основных спектаклей МХАТа. Для этого Качалов долго и кропотливо искал свой «голос» для каждого героя, разрабатывал звуковые мизансцены, чтобы сохранить выразительность спектакля.
Василий Иванович Качалов многие годы выступал на эстраде с литературными программами. Одним из первых он стал читать не только отрывки, но и крупные прозаические произведения. Он был выдающимся исполнителем прозы Толстого, Гоголя, Чехова, стихотворений Пушкина, Маяковского, Есенина, Блока.
После Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович Качалов находился в эвакуации сначала в Нальчике, а потом в Тбилиси. Тогда же ему пришлось пережить ужасную личную трагедию: его сын Вадим оказался в плену. Он вернулся на родину только в 1945 году, а до этого принимал участие в партизанской войне в Италии, куда ему удалось бежать из лагеря.
В 1942 году он вернулся в Москву и сразу же включился в свой прежний рабочий ритм. В это время он готовил для эстрады «Василия Тёркина» и главы из «Тихого Дона». После прорыва блокады Качалов с первой же группой актеров отправился в Ленинград.
Также играл роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена, романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Воскресение» Л. Н. Толстого.
Благодаря выдающимся достоинствам голоса и артистизму, Качалов оставил заметный след в таком особом роде деятельности, как исполнение произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и др.) и прозы (Л. Н. Толстого) в концертах, на радио, в записях на граммофонных пластинках.
Личная жизнь
Жена — Нина Николаевна Литовцева — актриса, с которой он познакомился во время работы в Казанском театре. Даже в период брака у Качалова было много связей «на стороне» (Алиса Коонен, Мария Лилина и др.). После смерти мужа Литовцева помешалась. Много лет близко дружил с актрисой своего театра Ольгой Книппер-Чеховой.
Качалов — отец театрального деятеля, мемуариста Вадима Шверубовича и дед шекспироведа, театроведа Алексея Вадимовича Бартошевича.
Актёр скончался 30 сентября 1948 года от рака легкого. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).