Как пел один из героев в «Собаке на сене», «что толку в этих молодых мужчинах», когда старые мастера могут так рассказывать о любви. В замечательных фильмах Фрида блистали Михаил Боярский и Маргарита Терехова, Юрий и Виталий Соломины, Людмила Максакова, Юрий Богатырев, Алла Самохина и многие другие замечательные российские актеры.
Будущий кинорежиссер и сценарист Яков Борухович Фридланд, подаривший зрителям любимые фильмы «Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Летучая мышь», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Вольный ветер», «Дон Сезар де Базан», «Тартюф» - и известный под именем Ян Фрид, родился в Красноярске 31 мая 1908 года.
Во время гражданской войны мальчишкой Фрид был призван в армию, закончил курсы сестер милосердия и служил санитаром в 615-м военном госпитале. До того, как оказаться в Ленинграде, юный Фрид сначала прославился в Красноярске как артист под псевдонимом Ян Колибри, позже он учился в Москве на рабфаке.
В интервью Фрид рассказывал: «На советскую власть я не могу обижаться, и в этом есть своя странная диалектика. 1937-й - год ужасных расстрелов. И в то же время - взлет кинематографа, лучшие фильмы тех лет - «Чапаев», «Петр Первый»... Искусство, как известно из истории человечества, не всегда календарно связано с реальностью. Я с детских лет жил тем, что мне любо, меня радовало то, что я делал. Еще в детстве я влюбился в театр. Мне было 8 лет, когда я попал за кулисы Красноярского драматического театра, куда нас с братом привели жившие у нас на квартире актеры. Мы помогали костюмерам, потом стали играть в массовках».
Свой первый фильм Фрид снимал еще в Красноярске, в 1926 году, когда ему было 18 лет, и он заведовал театральным кружком. По заданию крайкома комсомола необходимо было снять фильм о зверствах белогвардейцев. Фрид понятия не имел, как это делать, но снял. Но пленка оказалась бракованная.
Его первые шаги в кино отмечены фамилиями, которые, являются достоянием энциклопедий и учебников. Закончив в 1932 году режиссерский факультет Ленинградского театрального института, он обращает свое внимание на кинематограф и в 1938 году заканчивает Киноакадемию при ВГИКе, где основам киномастерства его обучал Сергей Эйзенштейн. После окончания киноакадемии Фрид работал на «Ленфильме», где в 1939 году выпускает свою первую ленту - короткометражку «Хирургия» по рассказу Чехова. И в том же году ставит детскую приключенческую ленту «Патриот».
Одну из главных ролей в «Хирургии» исполнил великий Иван Москвин, который, как признавался сам режиссер, его подавлял постоянным апелляциями к Чехову. В той же самой «Хирургии» впервые одну из центральных ролей сыграл молодой Василий Меркурьев.
Великую Отечественную Фрид отвоевал в летной части, и победу встретил в Берлине.
После войны Ян Фрид пробовал свои силы и в современной тематике («Чужая беда»), и в комедии («Весенние хлопоты»), и в историко-революционном жанре («Балтийская слава»).
Именно Фрид открыл дверь в кино Людмиле Гурченко и Николаю Рыбникову - их кинодебют состоялся в фильме Яна Фрида «Дорога правды». Однако настоящую славу Фриду принесли музыкальные комедии. Этот жанр был настоящей страстью режиссера - еще подростком он служил в оперетте Валерьянова, позже, будучи режиссером Пролеткульта в Новосибирске, Фрид поставил самую первую оперетту начинающего Дунаевского «Весы». Не зная ни одной ноты, он играл на множестве музыкальных инструментов и всегда вставлял в свои спектакли один-два музыкальных номера.
При первой же возможности Фрид впервые в истории советского кинематографа снял музыкальный фильм по комедии Шекспира «Двенадцатая ночь». Блистательный актерский состав и прекрасная режиссерская работа сделали свое дело - Фрид проснулся знаменитым. Даже молодой Георгий Вицин впервые стал народным любимцем после «Двенадцатой ночи», где в роли сэра Эгьючика успешно состязался с Василием Меркурьевым, Михаилом Яншиным, Бруно Фрейндлихом, Кларой Лучко, Аллой Ларионовой, Ниной Ургант. Картина имела большой успех не только в СССР, но и за рубежом, обошла все экраны мира. Но после этого киноначальство отправляет Фрида снимать «колхозную» картину «Дорога правды».
В начале 1950-х годов Фрид снимал документальные фильмы, в 1953 поставил фильм-спектакль «Любовь Яровая». К «кинооперетте» Фрид вернулся в 1967 году в фильме «Зеленая карета» и больше не изменял этому жанру.
Новый успех ждал режиссера и актеров после выхода на телеэкраны «Собаки на сене», снятой им по пьесе Лопе де Вега в 1977 году с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой в главных ролях.
Фрид работал только с лучшими актерами кино и театра. А еще точнее - он им давал новое дыхание: у него был талант открывать таланты. Именно Фрид запустил на орбиты нашего кино таких звезд, как Наталья Тенякова, которая впервые блеснула на экране в исторической мелодраме «Зеленая карета» о русской актрисе Варваре Асенковой, или Анна Самохина, сыгравшая в искрометном «Доне Сезаре де Базане» с Михаилом Боярским и Юрием Богатыревым.
В его фильме «Дорога правды» впервые появились на экране Людмила Гурченко и Николай Рыбников. Фрид вообще любил собирать на своих съемочных площадках восхитительные актерские команды, влюблялся в них сам, и влюблял зрителей. Даже когда он приглашал известных актеров, то представлял их талант таким образом, что все раскрывали рты от изумления. Так, замечательными актерами оперетты предстали братья Соломины («Летучая мышь»). В оперетте «Сильва» у него засветились Павел Кадочников, Ивар Калныньш, Нина Алисова.
Даже классическую пьесу Тирсо де Молины «Благочестивая Марта» он превратил в то, что позже у нас назовут мюзиклом, и там тоже играли только любимцы - Маргарита Терехова, Николай Караченцов, Владислав Стржельчик, Павел Кадочников.
Опыт и признание привели к тому, что с 1932 по 1962 годы Фрид преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино, а с 1970 года Фрид - профессор Ленинградской консерватории. Фрид очень много работал, он снял 22 фильма в самых разных жанрах, большинство по своим сценариям.
Свою последнюю картину «Тартюф» он снял в возрасте 85 лет, заняв в ней Михаила Боярского, Ирину Муравьеву, Ларису Удовиченко... Музыку для его фильмов почти всегда писал Геннадий Гладков, и эти мелодии тоже становились хитами радио- и телеэфира.
В 1990-х годах Ян Фрид вместе с супругой Викторией Горшениной, много лет проработавшей в театре Аркадия Райкина и снимавшейся в картинах мужа, перебрался на постоянное жительство в Штутгарт в Германии. Причиной переезда кинорежиссера в Штутгарт стало желание жить с дочерью и внуком, которые перебрались туда раньше. Фрид рассказывал: «В наши годы уже нужно быть поближе к детям, внукам. Когда мы решили уезжать, наша дочь Алена уже несколько лет жила в Германии. Внук Алеша - студент, тоже живет здесь. Так вот, хочется попробовать еще что-то сделать в жизни. Я до сих пор не наговорил на диктофон ни одной кассеты воспоминаний... А вот моя жена уже заканчивает работу над книгой».
Его 95-летие отмечалось в лучшем концертном зале Штутгарта. Из России приехало много звезд: Константин и Екатерина Райкины, Элина Быстрицкая, Клара Лучко, Михаил Боярский с женой Ларисой.
Фрагмент письма Яну Фриду поклонницы его таланта Корделии Гальстнер из немецкого города Марклкофена (оно было опубликовано в «Русской Германии», так как, не зная адреса Яна Борисовича, женщина обратилась в газету, поместившую на своих страницах интервью с ним). «Дорогой мой и незнакомый Ян Борисович! ... В начале 50-х я находилась в ссылке. Было нам в Сибири и голодно, и холодно, и страшно, так как в любой день могли и убить, и изувечить. Но вот однажды к нам в лагерный клуб привезли какой-то ваш фильм. Сейчас не помню его названия, не помню имен актеров, но где-то в глубине души сохранились мелодии, звучавшие с экрана, и ощущение какой-то неожиданно появившейся радости и надежды, которые потом сопровождали меня долгие годы. Так вот, дорогой Ян Борисович, знайте, что ваши фильмы и ваше творчество спасли от смерти очень многих людей. И за это я вам безмерно благодарна».
Последнюю неделю своей жизни Ян Фрид находился в больнице Штутгарта с диагнозом «сердечная недостаточность», которая и стала причиной смерти. Режиссер скончался 19 декабря 2003 года. Но творческое наследие Яна Фрида до сих пор живет в сердцах миллионов отечественных зрителей, ведь фильмы режиссера до сих пор с успехом демонстрируют на ТВ.