В 1972 году окончила Театральное училище им. Щепкина (курс В.И.Коршунова).
С 1972 года - в Центральном детском театре (ныне - Российский академический Молодежный Театр).
Работы в кино: «Такая короткая долгая жизнь», «Случайные пассажиры», «Женатый холостяк», «Вот моя деревня», «Личное дело судьи Ивановой» и другие.
Преподает в Театральном училище им. Щепкина.
Интервью Карины Зурабовой с Ларисой Гребенщиковой от 16 апреля 2011 года: «А человек остается сам собой...»
Лариса Ивановна Гребенщикова, народная артистка России, отмечает юбилей. "6:0, - шутит она, - и все в мою пользу!" В последнем - не сомневаешься: она легка, красива, динамична. Только что замкнутая, даже хмурая женщина молча шла по длинному коридору театра, но вот она вошла в гримерную, села на диван, улыбнулась на твой вопрос - и ты, как положено зрителю, оказываешься в полной власти ее обаяния. А поговорив с ней, начинаешь понимать секрет ее героинь: почему они, сказан всего несколько фраз, прочно врезаются в память. Речь идет, о недавней премьере РАМТа, "Будденброках", где Консульша Гребенщиковой ходит в элегантном пиджаке, изредка произносит какие-то слова, кивает, улыбается... А потом оказывается, что об этой женщине ты знаешь всё. "О, если б без слова сказаться душой было можно!.." - да, это, пожалуй, тот случай.
- Как вы решили стать актрисой?
- Не знаю... Я жила в городе Воронеже, не в бедной, а в нищей семье, потому что мама очень тяжело болела и была одна с двумя детьми, и я ни о каком театре никогда не слышала. Но когда меня спрашивали: "Кем ты хочешь быть?"- я отвечала: "Артисткой!". Потом кто-то подарил мне книгу об Улановой, и она стала моим кумиром, а позже я увидела ее по телевизору, и поняла, что это что-то божественное и оно меня влечет со страшной силой.
Соседка, преподававшая в местном хореографическом училище, предлагала отдать девочку в балет она любила что-то изображать, танцевать, но семье жилось трудно, и Ларису отдали в интернат для детей из малообеспеченных семей. Но, видно, тогда уже у Гребенщиковой складывался твердый характер: интернат она пережила, закончила школу с медалью и отправилась в Москву - поступать в артистки.
Мне говорили: "Безумная, туда без блата не берут!" - но это неправда, честное слово! Какой блат, какие взятки?.. Я же преподаю в Щепкинском, так мне быть хоть раз кто-нибудь хоть сто долларов предложил, - смеется Лариса Ивановна.
Худенькая девочка с косичками читала на вступительном туре в Щепкинском монолог Заречной и монолог арбузовской Тани. Выглядела она лет на 14, но ее приняли в мастерскую В.И.Коршунова. Она вспоминает студенческие годы - занятия, танец, отрывки, даже дорогу в училище - как годы нескончаемого счастья. Как в монологе Раневской, "Счастье просыпалось со мной каждое утро!"
- А потом?
- А потом тоже было счастье. Я попала в Театр. Пришел Шах-Азизов, сам! посмотрел меня и сказал: "Эту девочку я беру".
- Ваши ученики играют в РАМТе?
- В этом театре уже четыре моих ученика: Аня Тараторкина, Илья Исаев, Леша Янин и Ира Таранник. Среди моих учеников есть уже заслуженные артисты, звезды, можно сказать.
- Илья Исаев - ваш ученик и ваш партнер во многих спектаклях. Это отражается на ваших сценических отношениях?
- Когда Исаев пришел в театр, ставили "Лоренцаччо". Он должен был играть герцога, а я - маркизу Чибо, и они в любовных отношениях. Ну, маркиза постарше его, это такой флорентийский роман! И вот он пришел на репетицию, и я вижу: "Боже мой, как же это - играть любовь, с учительницей..." Я говорю: "Ты, Илюха, не бойся так, я сама ужасно боюсь! Ты ложись сюда, я – сюда", - и ничего, отрепетировали, сыграли!
И когда в "Вишневом саде" он мне говорит: "Я люблю вас, как родную, больше, чем родную", - я понимаю, что я приложила некоторую руку к тому, чтоб Илья играл...
- Героини ваших последних премьер почти бессловесны - это "Берег Утопии", "Будденброки". Расскажите, что вы про них знаете?
- Вы про Консульшу из "Будденброков"? Получив эту роль, я прочитала книгу, потом инсценировку - и была в некотором недоумении. Я спросила режиссера, что тут, собственно играть? Карбаускис мне говорит: "Она человек костюма. Нулевые эмоции. Это такой высококачественный эгоизм, здесь все закрыто, захлопнуто". Дело ведь не в количестве слов, а в раскрытии характера.
Консульша в спектакле Карбаускиса не выражает никаких эмоций, она закрыта и невозмутима - но в ней представляется не столько "высококачественный эгоизм", сколько обреченность на выполнение долга. Она, как и все женщины в этой истории, - жертва будденброковского "дела", безрадостное дополнение к приданому. Она, бесстрастная, вызывает чувства. Знакомые, видевшие "Будденброков", говорили Гребенщиковой: "Слушай, какая у тебя здесь роль интересная!" Очевидно, тут-то и срабатывает внутренний, личностный капитал актрисы.
В "Береге утопии" в первой части она играет малозначительную (как ни играй!) роль матери Бакунина, а в третьей - Мальвиды, гувернантки детей Герцена. "Немка в изгнании" тоже в какой-то степени "человек костюма" - безупречно воспитанная, сдержанная, аккуратная, она пытается противостоять русскому хаосу, царящему в доме Герцена... и влюбляется в него.
В этой немецко-французской душе вдруг проснулась невероятная какая-то любовь к гению - к Герцену. И когда приехал Стоппард, я кинулась к нему расспрашивать, и он сказал, что этот немецкий порядок, точность - очень важный момент в роли: она мечтает, что упорядоченная, размеренная, счастливая жизнь сумеет ограить Герцена от всех бед, Я поняла - и вся роль стала на место. Особенно хорошо я сейчас чувствую, каково ей в свой последний приход видеть Герцена оставленного на Натали Огареву - видеть этого талантливейшего человека поверженным.
Лариса Ивановна задумывается и совершенно нелогично заключает:
- Этот переход на "взрослые" роли для женщины, для актрисы - трагический период.
Гребенщикова - лирическая героиня, амплуа - не "возрастное". Но после роли Аманды она неожиданно ощутила в себе новое качество, какие-то черты характерности. И стала смелее смотреть в страшное для любой актрисы будущее. И вообще, М.Царев говорил, что настоящий актер начинается только в 50 лет - только в этом возрасте начинает "звучать в гитаре каждая струна".
- Это правда, - соглашается Лариса Ивановна. - Правда, правда. Было бы только здоровье. Сейчас время такое - все ставится на молодых. Правильно, конечно. Но когда вспоминаешь, как Олег Борисов играл императора Павла!.. Или вот я сейчас смотрела спектакль "Персона Мерлин", - и когда мне сказали, что режиссеру Кристиану Люпа 75 лет, я была поражена - это режиссура молодого человека. Но потом поняла, что если человек талантлив, то в нем эта перемена в определенном возрасте должна произойти. Этот переворот в сторону НОВОСТИ, а не ЗРЕЛОСТИ. Может, это и означает – "Услышать будущего зон". Потому что ничего нет страшней, как сидеть и бурчать, как все было хорошо и как все стало плохо, и не слышать на самом деле того, что происходит.