В 14 лет, гимназистом, на сцене тифлисского театра русской драмы Юрий увидел «Коварство и любовь» Шиллера. С тех пор старейший в России театр, открытый в 1845 году графом М. Воронцовым, стал для юноши и храмом, и аудиторией. Решающую роль в выборе жизненного пути сыграл режиссер Константин Марджанов, который взял Юрия, плохо тогда владеющего русским языком, в группу статистов. Его помощник Петров на титульном тексте его первой роли почему-то написал «Юрию Юровскому». Так Георгий Саруханов стал артистом русского театра Юрием Юровским.
Скитания
Летом 1914 года состоялись первые гастроли Юровского. Они проходили в Славянске. Однако в этот момент началась Первая мировая война, труппа была распущена, актеры нуждались и разбредались в поисках пропитания.
Юровского пригласили в Екатеринбург. Он отправился туда с маленьким узелком, где лежали томик Пушкина и две рубашки. Роли были маленькие и похожие друг на друга. Он вел учет сыгранному и записывал: «За сезон сыграно 116 лакеев и прочих застенчивых людей». На следующий сезон он оказался в Пензе, потом — в Ростове-на-Дону, где познакомился с замечательной актрисой Е.А. Полевицкой, пока что — в качестве актера на вторых ролях.
А уже летом 1917 году в Екатеринославе состоялась вторая встреча с Е.А. Полевицкой, на сей раз — в качестве равноправных партнеров по сцене. Этой встрече было суждено сыграть огромную роль в жизни Юровского.
Работа у Н.Н. Синельникова
В начале 1919 года актриса Л.Н. Мельникова, давно знавшая Юровского и работавшая у Н.Н. Синельникова, пригласила Юрия Ильича в Харьков. Он отвечает согласием и через несколько дней получает письмо от Н.Н. Синельникова с предложением работать. Весной 1919 года Юровский выехал в Харьков. Его сразу включили в работу над ролью Шаховского в пьесе А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». На первой репетиции Юровский-Шаховский очень эффектно появлялся на сцене, перескочив через какой-то забор и растолкав толпу бояр. После репетиции его поздравил молодой актер М.М. Тарханов и сообщил, что Синельникову очень понравился дебют актера.
Юровскому интересно было работать в театральном городе с таким мастером-режиссером, каким являлся Синельников. Он готовился к длительному сотрудничеству. За вторую половину 1919 года Юровский сыграл графа Альмавиву («Женитьба Фигаро»), Клеанта («Мнимый больной»), Курта («Дурак»), Жадова («Доходное место») по очереди с Н.Н. Ходотовым, с которым они стали большими друзьями и даже жили на одной квартире в доходном доме на Сумской. Но политика, которой Юровский не интересовался, вмешивалась в его жизнь. В Харькове стояли деникинцы. Офицеры на спектаклях стреляли в люстры. Юровского должны были призвать в деникинскую армию. Защитить актеров не мог и Синельников, который сам был на заметке у деникинских властей. Чтобы уклониться от призыва, Юровский обратился в Совет грузинской колонии в Харькове и в октябре получил удостоверение, позволявшее ему как грузину не быть призванным в русскую армию. Угроза призыва уменьшилась, но не изчезла.
Именно в этот момент актер получил приглашение Е.А. Полевицкой из Севастополя вступить в ее труппу. В конце октября Юровский тайно выехал из Харькова.
За границей
Однако в Севастополе тоже были деникинцы, а значит, репрессии и расстрелы. Спектакли шли очень редко. В это время Е.А. Полевицкая получила приглашение на гастроли в Болгарию. 20 мая 1920 года, взяв с собой Юровского, актриса с труппой отплыли в Болгарию на пароходе «Лазарев». Среди спектаклей, данных в Софии, наибольшим успехом у болгарских зрителей пользовался спектакль «Накануне» Тургенева, где
Юровский играл болгарина-революционера Инсарова, а Полевицкая — Елену Стахову.
Материальный неуспех заставил Полевицкую, мужем которой был немецкий режиссер Шмидт, выехать в Германию. Юровский вместе с труппой почти три года гастролировал по городам Германии и Чехословакии. Спектакли русской труппы проходили в помещении «Немецкого театра» и собирали публику.
В 1924 году Полевицкая отправилась на гастроли в СССР. Юровский поехать не смог и временно остался без работы. Он решил восстановить связь с русскими артистами из театра Н.Н. Синельникова, которые оказались в Риге. Получив письмо от Л.Н. Мельниковой и предложение от известной русской актрисы Рощиной-Инсаровой работать в создаваемом ею театре, Юровский немедленно выехал в Ригу. Так с ноября 1924 года жизнь и творчество Юрия Ильича Юровского стали неразрывно связаны с русским театром в Латвии.
Рижский период
Василий Иванович Качалов, любивший Юровского и игравший с ним в рижских спектаклях, писал, что тот имеет «в достаточной мере то, что К.С. Станиславский называл высшим артистическим даром, отпущенным природой, — огромное сценическое обаяние».
Приезд в Ригу ознаменовал новый этап жизни и творчества, этап мужания таланта, роста мастерства, творческих возможностей и приход славы как закономерного итога пройденного. Готовя роль Чацкого в сезоне 1935—1936 года, Юровский встречался с Качаловым, который рассказал о подготовке спектакля во МХАТе Станиславским. Чтобы понять своего героя, Юрий Ильич читал письма Грибоедова, стихи Рылеева, сочинения Радищева. Огромное сценическое обаяние Юровского, отмеченное Качаловым, заставляло зрителей симпатизировать его героям — положительным или тем, чье порочное обаяние (поручик Яровой, Макбет) невольно манило и привлекало.
В середине 40-х годов Юрий Ильич осуществил ряд постановок советских пьес, где играл и сам. Это «Скутаревский» Л. Леонова, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Таня» А. Арбузова. Интерес к режиссуре и успех на этом поприще заставили его позже окончить в ГИТИСе режиссерские курсы у Ю. Завадского. Он ставил спектакли в русском и латышском театрах, а в 1936—1943 годах — и в Национальном оперном театре Латвии. Активную деятельность театра прервала на некоторое время немецкая оккупация. Послевоенное время стало для Юровского временем Шекспира, временем высоких страстей и размышлений. Его Макбет и Король Лир, сыгранный на закате жизни, — попытка подвести итоги прожитого и передуманного.
В кино
Люди старшего поколения помнят фильм Григория Александрова «Встреча на Эльбе» (1949). Благородный немецкий интеллигент профессор Отто Дитрих, ненавидевший фашизм, но отвергающий поначалу и коммунизм, надолго запомнился даже тем, кто не пытался вникать в сложную ломку сознания героя. Для замечательного актера Юрия Ильича Юровского роль Отто Дитриха была первой в кино. Народный артист СССР Григорий Александров пригласил его на съемки после того, как увидел в спектакле Рижского русского драматического театра «Кремлевские куранты» в роли инженера Забелина. Найденный Александровым актер получил признание на «Мосфильме», и к концу съемок фильма «Встреча на Эльбе» другой выдающийся кинорежиссер «Мосфильма», народный артист СССР В. Пудовкин, пригласил Юровского на главную роль в своем фильме «Жуковский», посвященном «отцу русской авиации». И хотя две другие роли в кино — кулака Кикрейзиса («К новому берегу») и графа Вильегорского («Глинка») — были менее заметными, приглашения Юровского выдающимися советскими режиссерами говорили о его открытии для кино.
Удивительно сложилась судьба этого артиста. Грузинский юноша вместе с русскими актерами украинского театра заложил основы русского и советского театра в Латвии и посвятил ему жизнь. 20 декабря 1954 года Ю.И. Юровскому исполнилось 60 лет, тогда же он праздновал 40 лет сценической деятельности. В связи с этим и за заслуги в дни Декады латышского искусства в Москве (декабрь 1955 года) артисту присвоили звание народного артиста СССР.
Юрий Ильич Юровский скончался 30 декабря 1959 года в Риге.