Фронтовик, он проходил в шинели шесть лет. В 39-м поступил во ВГИК, но проучился всего две недели и был призван в армию. На проводы студентов пришел директор института и провозгласил: «Ребята, служите! Места за вами! Только возвращайтесь». Когда до дембеля оставались считанные недели, грянула война.
Отдельный саперный батальон. Зачетная книжка – чистая, без единой отметки – у груди. И в голове слова директора: «Места за вами, только возвращайтесь»! Всю войну Леша Аристов прошел с любовью к кино, с жаждой учиться во ВГИКе. И когда, несмотря на тяжелую контузию, он встал на ноги, тут же оказался в институте.
Холст, палитра, мольберт, натура… Фильмы, спектакли, актеры, режиссеры, операторы… История искусств, история западного кино, история советского кино, история архитектуры, история костюма… «Все это было так интересно! – восклицает Леонид Варсанофьевич. – Я бы пошел учиться еще раз». Первая работа – “Ночь перед Рождеством” у сестер Брумберг. Работая над созданием стиля картины, Леонид Аристов объездил всю Украину и побывал даже в знаменитой Диканьке. Защитив диплом, стал работать художником-постановщиком на “Союзмультфильме”.
Как режиссер, Леонид Аристов начинал в паре с Ольгой Ходатаевой. Вместе поставили фильмы “Соломенный бычок”, “В яранге горит огонь” и “Храбрый олененок”.
Скучает ли он сегодня по «Союзмультфильму»? Да, скучает. Но больше по людям, из которых уже почти никого не осталось. Фильмы делались очень разные, режиссеры и художники трудились очень непохожие, но каждый фильм становился событием для всей студии, которая целый год жила только его производством.
В середине 70-х Леонид Аристов перешел на телевидение. Его лучшим фильмом стал кукольный мюзикл “Волк и семеро козлят на новый лад” с музыкой Алексея Рыбникова.
Один из основателей телевизионной мультстудии ТО “Экран”.
У «Мульттелефильма» история менее яркая и счастливая. Студия рождалась не в любви, а по необходимости. Люди собирались «с бору по сосенке», приходили в основном те, у кого где-то что-то не получалось. «У вас единственный профессионал – Аристов!» – однажды заявил Роман Качанов. Денег давали мало, требования выдвигались жесткие, редактура подобралась вялая. Но, тем не менее, надо было с чего-то начинать. Желательно – с чего-нибудь масштабного.
Взялись за сериал. Один режиссер делал бы его десяток лет, поэтому решили создать столько же съемочных групп, сколько и серий. Придумали внешние образы героев, смастерили кукол, оборудовали несколько павильонов, и за два года сняли «Приключения Незнайки». А по горячим следам – «Волшебника Изумрудного города». В обоих случаях получился некоторый разнобой, каждая серия вышла разного качества и звучания, отчего в целом фильмы проиграли. Но дети не обратили на это внимания, поскольку искренне обрадовались встрече с любимыми героями. Тем более что это были, по сути, первые отечественные анимационные сериалы на телевидении.
А дома у Леонида Аристова остался «осколок» того периода – кукла Страшилы. Правда, у него нет ног, и одна рука болтается на ниточке. Так «заездили» бедных героев кукловоды!
«И все равно я был счастлив! – утверждает режиссер. – Двигала любовь к искусству, кино. Слышишь шелест пленки в монтажной – и на душе как будто музыка какая-то!»
Его последний фильм – «Квакша». Редактура не справилась с литературным сценарием, Аристов только вернулся из больницы, сердце «шалило», и в результате фильм получился не таким, как был задуман. Леонид Варсанофьевич, только что отметивший шестидесятилетие, решил из кино уйти. И ушел.
Сегодня, четверть века спустя, он вспоминает об этом с тоской. В одном из телефонных разговорах со своим другом Евгением Мигуновым (недавно ушедшем из жизни) они заспорили об истине. «Женя мне сказал, что никто не знает, что это такое – истина! – вспоминает Леонид Варсанофьевич, - А я ему ответил, что знаю. Истина – это движение!.. Последовала длинная пауза. А потом Женя сказал: «Да, пожалуй, ты прав…»