Ранние годы
Родился Мишель Осело в 1943 году на Лазурном берегу на юге Франции, но всё детство прожил в городе Конакри в Гвинее (Западная Африка) , юность – в Анжере (на западе Франции), а затем переехал в Париж.
Подростком он принимал участие в представлениях кукольного театра. Желание заняться анимацией пришло к нему после просмотра фильма Хермины Тырловой «Восстание игрушек / Vzpoura hraček» (1946) и после прочтения книги «DIY stop motion animation».
Однако поначалу Мишель и не думал заниматься мультипликацией. Сначала в Руане он учился на факультете изящных искусства, затем в Париже изучал декоративное искусство, и, наконец, в Калифорнии учился в Институте Искусств.
Мультипликацией увлёкся сначала как любитель, сняв во время каникул с группой друзей несколько короткометражных фильмов, где каждый использовал особую технику по своему желанию. Получилось нечто очень разнообразное и простое в техническом исполнении. Сам Мишель использовал вырезки из бумаги – технику, которую впоследствии они применит в «Принцах и Принцессах».
В 1976 году он снял сериал «Приключения Гедеона / Les Aventures de Gédéon» , а затем свою первую профессиональную короткометражку «Три изобретателя / Les Trois Inventeurs». За этот фильм в следующем году в Лондоне он получил премию Британской академии кино. В 1983 – «Сезара» за другой короткометражный фильм – «Легенда о бедном горбуне / La Légende du pauvre bossu».
Карьера
Мишель Осело стал режиссером телевизионного анимационного сериала «Ciné Si», в рамках которого в 2000 году вышел мультик «Принцы и Принцессы», исполненный в технике китайских теней, вырезанных из бумаги. Затем были полнометражные анимационные фильмы: «Кирику и Колдунья» (1998), «Кирику и дикие звери» (2005) и «Азур и Асмар» (2006).
Все проекты Осело – его собственные сценарии и графизм. Работы Осело характеризуются использованием разнообразных приёмов мультипликации, новых – для новых проектов, но практически всегда это связано со сказками или со сказочной фантастикой. Одни – как цикл про Кирику – это адаптация существующих народных сказок, другие – оригинальные истории, построенные «по кирпичику» из разных сказок. Сам Мишель описывает процесс создания своих мультфильмов так: «Я играю с мячами, которые уже использовало множество жонглёров за бесчисленные века. Мячи, переходчщие из рук в руки, не новы. Но сегодня жонглирую я один». Мишель Осело восхищается искусством Древнего Египта, керамикой Древней Греции, Хокусаи, такими иллюстраторами, как Артур Рэкхам, У. Нит Робинсон и братья, и более всего – Обри Бёрдсли.
На вопрос, читает ли он до сих пор сказки или прочёл их все в детстве, а теперь только восстанавливает в памяти, Мишель Осело ответил так: «Я постоянно читаю и ищу новые. Например, сказка «Юноша, который никогда не лгал» — потрясающая, но я бы такую ни за что не выдумал. Я там многое смягчил... Вообще, сказки бывают ужасно жестокими, полными настоящего садизма, но мне хватает насилия и в теленовостях. Поэтому некоторые жестокости я подверг небольшой цензуре. Просто испугался рассказать сказку с начала и до конца, соблюдая каждую деталь. Почему? Потому что моя задача – делать людей счастливыми».
На «Международном дне анимационного кино» в Париже 28 октября 2003 года Мишель Осело выступал с докладом о технике анимации, где в прямом эфире продемонстрировал простоту используемых им приёмов.
Последняя работа Мишеля Осело – «Кирику, мужчины и женщины». После этого он планирует приступить к новой работе – большому мультфильму о Париже: «Я столько путешествовал, а о родном городе ничего не снял! Пора исправить это упущение».
Личная жизнь
Живёт и работает в своей квартире–ателье в Париже. Его новая работа – большая история, происходящая в Париже в 1900 году.
(По материалам зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek)