В течение двух вечеров трио Саммерса услаждало слух нескольких сотен посетителей манхеттенского клуба "Birdland". Правда, со стороны одного из наиболее известных гитаристов 80-х годов при этом не прозвучало никаких ностальгических заявлений насчет возврата к прежней рок-деятельности на новом уровне. Саммерс предпочел вернуться к своим джазовым корням.
"С течением времени я сменил немало рок-составов, но на самом деле мне никогда не нравилось давить пафос, — говорит Саммерс. — Часто я ощущал, как рок ограничивает меня в музыкальном отношении. Речь не идет о полном его отрицании мною, но все же мои основные интересы лежат в иной области. Дело в том, что мне всегда хотелось играть инструментальную гитарную музыку, в то время как на рок-сцене это не всегда было возможно реализовать в полной мере. Желающий делать это в конце концов приходит на джазовые подмостки".
В "Бердленде" Саммерс, расслабленно перешучиваясь с публикой, исполнил блок композиций, в основном вошедших в ег о новый альбом "Green Chimneys: The Music Of Thelonius Monk" (“RCA Victor”). По сравнению с “полисовскими” временами гитара Энди звучала проще и теплее. Электронные прибамбасы (и соответствующая им эстетика) уступили место более лаконичному стилю. Впрочем, никто из тех, кто хорошо знаком с культурной основой британского рока, не удивляется тому, что экс-"Полисмен" заиграл джаз. Как и другие британские рок-звезды соответствующего поколения, как те же Чарли Уоттс и Джинджер Бэйкер, 56-летний Саммерс играл джаз перед тем, как заиграть рок.
"Еще будучи тинэйджером, я начал именно с джаза, — сказал Саммерс в телефонном интервью, данном им из его лос-анджелесского дома. — В джаз-клубе небольшого английского городка, где я жил, было прекрасное комбо. Ребята играли весь американский джаз того времени: Колтрейна, Майлза Дэвиса, Монка. Там-то я впервые и приобщился к тому, что делаю и по сей день…”
После распада "Police" в 1985 году Саммерс включал композиции Монка, Уэйна Шортера, Чарльза Мингуса и других светил джаза наравне с собственными новыми сочинениями в такие сольные проекты, как "Invisible Threads" (1993) и "The Last Dance Of Mr. X" (1997), вышедшие в формате джаз-трио. В 1998 году вышел альбом "Strings Of Desire" — записи акустического дуэта Саммерса и гитариста Виктора Биглионе (спонтанная смесь д азовых импровизаций, приправленная бразильским мелосом).
Взявшись за альбом "Green Chimneys", Саммерс решился на довольно смелый шаг, так как до сих пор ему не случалось записывать программы, целиком посвященной музыке одного и того же композитора. Однако именно Монку Саммерс, по его собственным словам, привержен более, чем какому-либо иному композитору, за его угловато-диссонирующий мелодизм и смещенные ритмы.
"Когда кто-то дал мне послушать "Monk At Town Hall", я сразу оказался погруженным в какой-то иной мир — ни один из составов, слышанных мною доселе, не ввергал меня в подобное состояние. Я как бы оказался на самом дне бытия. Никогда не слышал ничего более реалистичного — по-моему, это квинтэссенция джаза… Когда мне было 16, я попал на концерт Монка в Лондоне и моментально был готов…”
Саммерс отдавал себе отчет в том, что нет нужды делать очередной традиционно авангардный альбом — посвящение Монку. Не собирался Энди и выпускать собрание лучших хитов Монка в своем исполнении.
"Больше всего я думал, как бы это сделать, чтобы все эти темы были как бы помечены моим личным клеймом и одновременно не потеряли признаков монковского присутствия, — пояснил Саммерс. — Я записал ритмические саундтреки с ударником Питером Эрскином и басистом Дэйвом Карпентером. После этого я собрал весь состав на предмет посовещаться. Дело в том, что я пробовал различные гитарные оттенки. Единственная аналогия — живопись. Пробуешь этот цвет, тот... в конце концов находишь то, что нужно. Наверное, так делаются открытия".
Саммерс решил не использовать фортепиано, чтобы избежать любых сопоставлений с характерным монковским пианизмом. Большинство своих композиций Монк сочинил в среднем свинговом темпоритме. Саммерс же испробовал различные ритмические стандарты, включая те, что присущи калипсо и регги. Нью-орлеанские шаффлы соседствуют с хип-хопом.
Для записи версии монковской "'Round Midnight" Саммерс впервые за 10 лет встретился в студии со Стингом.
"Мне не хотелось привлекать явно джазового вокалиста. У Стинга, как и у меня, джазовое прошлое, и… мне показалось, что его вокал придаст записи определенную свежесть, так как он поет без вибрато. Нам отлично работалось вместе над этим треком.
…Думаю, что нужно как следует заниматься тем, что тебя действительно интересует, не отвлекаясь на все остальное. Вероятно, сегодня мои воззрения представляются безнадежно идеалистичными, но я действительно так думаю. Я хочу принадлежать к миру джаза, и я буду стараться, чтобы все, что у меня получается на этой стезе, получалось как можно лучше. Этот путь нелегок, но идущий им вознаграждается тем, что играет музыку"