Страстный поклонник творчества Листа, Сметана стал первым чешским композитором, которому удалось сочетать национальные музыкальные элементы с общеевропейским стилем; особенно преуспел он в жанрах национальной оперы и симфонической поэмы. В Проданной невесте (Prodan nevsta, 1866), шедевре Сметаны, фольклорные мотивы предстают в безукоризненной профессиональной оправе. Эту музыку, пронизанную стремительными ритмами и земным весельем, можно назвать одой чешскому крестьянскому духу. Особенно привлекательны блестящие народные танцы – фуриант и полька. Успех Проданной невесты не был превзойден более поздними операми композитора, такими, как Далибор (Dalibor, 1868), Две вдовы (Dv vdovy, 1874) и Поцелуй (Hubika, 1876). Главные достижения Сметаны в других жанрах связаны с циклом из шести симфонических поэм Моя родина (M vlast). Все они посвящены чешским темам: Вышеград (Vyegrad, замок чешских королей), Влтава (Vltava, главная река Чехии), Шарка (arka, чешская воительница), В чешских лугах и лесах (Z cskch luh a haj, пастораль с картинами сельского праздника), Табор (Tbor, крепость гуситов), Бланик (Blank, гора, в которой, по преданию, спит гуситское войско). Поэма Влтава, содержащая веселую сцену охоты, крестьянскую польку и танец эльфов, – одно из часто исполняемых произведений. В камерном наследии Сметаны выделяется струнный квартет ми минор Из моей жизни (Z mho ivota, 1876): по типу эта композиция тоже напоминает симфоническую поэму.