В 2000 году окончил Московскую государственную Академию Водного транспорта – по специальности «Юрист».
В 2004 году окончил Санкт-Петербургскую государственную Академию театрального искусства (ранее ЛГИТМиК, мастерская Г.Козлова и Г.Серебряного).
С 2005 года – артист Драматического театра и кино.
Работал ведущим на радио, ведущим шоу-программ. Дебютом в кино стала роль снайпера в фильме Дмитрия Месхиева "Свои", и сразу - премия "Триумф".
Детство. Первые шаги на сцене
Его родители были студентами, поэтому воспитывали его дедушка с бабушкой.
Детство и юность его протекали в подмосковном Красногорске: Ясли № 1, Садик № 1, Школа № 1 (в Красногорске, кстати, жили Юрий Богатырёв и Дмитрий Харатьян). В детстве Михаил Евланов занимался в драмкружке в школе. Попал в него случайно. Остался как-то с приятелем дежурить в классе, а тут девчонки приходят с учительницей. Учительница эта очень была похожа на Раневскую, с таким же юмором. Она и говорит вдруг: "Молодые люди, вы не хотите поучаствовать в нашем начинании?" А Михаил всегда любил быть в центре внимания… В садике, когда его приводили в группу, воспитатели сажали других детей вокруг: "Сейчас Миша нам что-нибудь расскажет". И он рассказывал, сочиняя прямо на ходу.
«Поучаствовать» Михаил согласился. Получил главную роль в "Странном человеке" Лермонтова. Играл Белинского – этакого, как сейчас говорят, "мачо", который ради любви предал дружбу. И был у него шикарный костюм с эполетами. Из московского ТЮЗа, пропитанный пылью настоящего театра. Но…вышел на сцену и все забыл. Сказал одну реплику и все… И весь спектакль ребята играли, имея его в виду. Учительница подошла и говорит: "Миша, успокойся, вот сейчас выйди и расскажи свой стих. Смотри на лампочку вон в том углу и расскажи. Иди... " И рукой подтолкнула. Он вышел и понял, что лампочка эта – его спасение. Он смотрел, как она блестит, изучил ее практически всю, но рассказал свой стих… Закрыл глаза, поклонился залу. И открыл их только когда услышал аплодисменты. Потом долго занимался в народном театре, менял всякие творческие коллективы, по Москве ездил, в Красногорске.
Поиски себя самого были мучительными, но светлыми: Художественная гимнастика, Успехи в конькобежном спорте, Первый юношеский разряд в боксе, Желтый пояс в карате, победа в конкурсе «Юный фотограф района», почетные грамоты за сбор лекарственных трав и … активное неучастие в общественной жизни школы. Все это привело его в вокально-танцевальный коллектив «Треск!!!», где он и создавал свои первые иронические образы.
Выбор пути
Прежде, чем стать актёром, Евланов перепробовал немало профессий. Первое место работы – охрана: у него собака была, овчарка, и он охранял фруктово-овощную базу.
По первому образованию он - повар-кулинар третьего разряда (готовить, кстати, очень любит), по второму - бухгалтер-экономист. Есть еще незаконченное высшее юридическое - учился в Московской академии водного транспорта. Был даже курсантом Суворовского военного училища, но потом бросил его и ушел служить в армию (тогда служили уже 1,5 года). Вернувшись из армии, начал штурмовать «театрализованные» ВУЗы столицы. Несколько лет подряд заваливался в московских театральных институтах, зато в Питере поступил сразу. Эти 5 лет не прошли даром: ансамблевое пение, экзерсис, гитара, барабаны, ложки, художественный свист, ночные репетиции, творческие сюрпризы.
Санкт-Петербургская театральная академия - это его отрада, любовь, то, к чему он долго шел. Учился Михаил у двух Григориев – Козлова и Серебряного. Они его очень многому научили. А в Народном театре у него в Красногорске, который несмотря на название был вполне профессиональный, работали выпускники Марии Иосифовны Кнебель, ученицы самого Станиславского. И было ему, когда поступил, уже 24 года.
Театр
В Петербурге Михаил играл на сцене ТЮЗа и Учебного театра на Моховой. Отношения с театром не закончились, но пока служить в театре у него не получается. Многие считают, что актеры уходят в кино из-за денег. Это не совсем так. Когда их курс выпустился из академии, они остались не у дел, а так хотели быть вместе. Знаменитые мастера уже набрали себе "птенцов" - Додин, Спивак. Из 30 человек только 5 выпускников работают в театрах, большинство - на корпоратах в лучшем случае, а в худшем - в творческом поиске. Михаил тоже думал, что останется не у дел, будет белой вороной… Он предлагал себя разным питерским театрам, ждал-ждал и, в конце концов, плюнул на всё и уехал в Москву. А там сразу три театра предложили ему работу.
Сейчас с талантливой девушкой, молодым режиссером Валерией Гай-Германикой репетирует в театре. Правда, об этом еще рано говорить. Ей сложно, но главное, что у нее есть огромное желание сделать эту работу.
Кино
Евланова узнают редко. Чаще не как артиста, а как какого-то криминального элемента. Принимали за вора, наркоторговца, то и дело - проверка документов. Может быть, "виновато" его примелькавшееся лицо: где-то я его видел, дай, задержу на всякий случай, а там разберемся. Интересно, что в кино ему, в основном, предлагают роли либо бандитов, либо милиционеров. Ему уже скучно их играть. Вот только у Волошина в фильме "Я" оторвался на полную катушку.
Михаил считает себя всеядным, соглашается на любые роли. И в кино и в театре за все берется. Отказывался только дважды, когда почувствовал, что в воздухе витают цинизм, жесткость, грубость.
Месхиев после "Своих" снял его в фильмах "Принцесса и нищий", "Семь кабинок", Бондарчук - в "9 роте", "Обитаемом острове", Волошин после "Нирваны" дал роль в новом фильме "Я". У Игоря Волошина он еще сыграл главную роль в короткометражке "Коза", получившей несколько призов. Еще один режиссер, который зовет его во все картины - Олег Фомин. Правда, однажды он не согласился у него играть - боялся не справиться. Михаилу предстояло спародировать Гармаша, а он, к сожалению, этого не умеет.
Востребованные артисты часто с одной съемки летают на другую, снимаются одновременно в нескольких картинах. Вот и Александр Прошкин рассказывал, как Михаил приезжал к нему на роль Андрея Гуськова ("Живи и помни") с "Обитаемого острова": с ирокезом, "весь такой бондарчуковский"… Объясняет сам Михаил Евланов: «Да, в "…острове" у меня была роль острохарактерная, "непричесанная", а у Прошкина - стихийная, и подход к роли другой, и надо было переключаться. Грубо говоря, у Бондарчука - Муссолини, у Прошкина - Иван Бровкин. Это плохо: ездить с одной площадки на другую. Ладно, если у тебя незначительные эпизоды. Есть артисты, которые приезжают на съемки, абстрагируются от всего и живут только одной ролью. В "Своих" я работал именно так. Надо погружаться в материал, не до фанатизма, но до любви - точно. Раз-два может и "прокатить", но постоянно… Когда снимают крупный план, глаза артиста могут сказать о многом. Поэтому я признался Прошкину, что если он меня еще позовет, я готов палатку поставить, буду жить на площадке, никуда не улечу».
Михаил Евланов признаётся: "Я благодарен всем режиссерам, с которыми работал - и молодым, и мэтрам. У каждого свой мир, они делились им со мной, а я все впитывал. Надо только уметь слушать. Александр Прошкин, Андрей Смирнов - это люди, у которых можно учиться всему, сидеть рядом и записывать, что они говорят. Смешная ситуация была, когда я снимался у Смирнова в фильме "Жила-была одна баба". Приезжаю на очередные съемки, спрашиваю: "Ну как?" - "Мишанечка, ты молодец, дай я тебя поцелую. Так все сделали чудесно! Но я всё порезал на фиг", - говорит Андрей Сергеевич. "Как?!" - "Да, надо переснять". Вот так! Пошли с ним в баню, там потолковали, и я понял, что надо делать, куда идти. Видно, как он живет, болеет картиной, сердцем снимает..."
Съёмки в Португалии
Снимался в Португалии в фильме под рабочим названием "Америка". Пригласили 5 актеров из Москвы и Петербурга: Чулпан Хаматову, Карена Бадалова, Николая Попкова, Юрия Ицкова, Михаила Евланова. Режиссер Джоао Пинту - любит длинный кадр, как наш Тарковский. Он знает русский кинематограф, работать с ним было приятно. Дали педагога, все стали учить язык.
История следующая. Наши дни. Три медика приезжают в Португалию с Украины. Чудесный сценарий, легкий, история интересная. Она не только про нас, еще и про эмигрантов из Бразилии, Мексики, Китая. «Мы видели, как играли португальские, бразильские, мексиканские актеры, это совсем другой мир, другой театр», - говорит Евланов.
Личная жизнь
Михаил Евланов познакомился с будущей женой Татьяной на экзаменах в Театральной Академии. Будучи студентами, пара официально оформила отношения, Михаил стал единственным семейным человеком на курсе. Ему было 25, а сокурсникам 17—18 лет, Михаил Евланов чувствовал себя чужим. Михаил Евланов состоит в браке более шести лет, воспитывает сына Михаила, который уже снялся в пяти картинах. Татьяна изменила творческой профессии и стала врачом-психологом.
— Несмотря на то что в плане воспитания я очень строгий, я демократично отношусь к тому, чем сын будет заниматься в жизни. Мне все равно, кем он станет — актером или теннисистом, поэтом или машинистом. Главное, чтобы он нашел свое призвание.
Михаил Евланов перемещается с помощью наземного транспорта, особенно по маршруту Санкт-Петербург — Москва. Дело в том, что однажды самолет, следовавший из Москвы в Петербург, экстренно вернулся обратно, на борту находились Михаил Евланов и Дмитрий Нагиев. Также случилось с полетом Москва — Лондон, когда Евланов летел с Михаилом Ефремовым. После этих событий артист старается избегать перелетов.
Михаил Евланов предпочитает милитаристский стиль одежды и считает себя воином, весь гардероб артиста — дань белому движению времен Гражданской войны в период распада Российской империи. Федор Бондарчук по окончании съемок «9 роты» подарил Михаилу Евланову перстень.
— Это перстень гвардии. Он настоящий, на нем стоят печати. Перстень очень мне дорог. И хотя он мне не очень нравится, ношу. Потому что это напоминание.
Михаил Евланов не мыслит жизнь без постоянного движения и называет себя тираном по натуре.