Анна Уколова родилась 15 февраля 1978 года в Самарской области. Девушка окончила школу, а затем Самарский институт культуры. Следующим этапом в повышении уровня актерского образования Анна выбрала ГИТИС. Почему именно его? «Пошла туда, потому что по наивности считала, что это - единственный в Москве театральный институт. А Щукинское, Щепкинское училища, Школа-студия МХАТ - нечто типа ПТУ», - признается актриса. В ГИТИС Анна Уколова поступила с первого раза. Учиться ей довелось в мастерской выдающегося мастера В. Андреева.
В 2001 году Анна с «красным» дипломом окончила институт и была принята в труппу Театра Луны Сергея Проханова. На этом актерская карьера Анны Уколовой, еще не начавшись, могла закончиться. Столкнувшись с жесткими реалиями актерской жизни, она решила уйти из профессии. «А что же делать дальше? Ну не ждать же роли до пенсии?!» - вспоминает Анна. Она уже было собралась подавать документы в школу милиции (там как раз был набор), но, к счастью, ей позвонили с «Мосфильма» и пригласили на пробы в сериал «Каменская» (роль Анны Лазаревой), снимаемый режиссером Юрием Морозом.
Театр
За время службы в Театре Луны Анна Уколова играла в спектаклях: «Дачники» М.Горького, «Лес» А.Островского, «Чарли Ча» С.Проханова (Операторша). Большой успех у зрителей имела ее работа в блестящем спектакле Театра наций «Женитьба Фигаро» Бомарше, где Анна сыграла Фаншетту. Актриса ничуть не потерялась на фоне звездных партнеров - Евгения Миронова и Лии Ахеджаковой. Кроме того, Анна Уколова сотрудничала с театром «Лаймлайт фетер» («Медведь» А. Чехова) и с Центром драматургии и режиссуры («Не про говоренное» М. Покрасса и «Галко Моталко» Н.Ворожбит).
Кино
После сериала «Каменская» Анна Уколова недостатка в ролях не испытывала. Сразу же вслед за этой работой последовали роли в сериалах и фильмах: «Закон» (Люба Орлова), «Все, что ты любишь» (баскетболистка Леночка), «Женщины в игре без правил» (Варя), «Вокзал» (Ляля).
Признание специалистов принесла Анне Уколовой роль в драме Юрия Мороза «Точка» (2006). Роль Ани - девушки с изломанной судьбой была сыграна актрисой ярко и пронзительно. А партнершами Уколовой по фильму стали дочь режиссера Дарья Мороз и его жена Виктория Исакова.
Среди удачных работ актрисы можно также отметить Марусю Никифорову в историческом сериале «Девять жизней Нестора Махно», Лиду в мелодраме Алены Звонцовой «Свадьба», Галину в сериале «Разлучница», секретаря суда Ингу Ухову в сериалах «Ваша честь» и «Суд».
В популярном российско-украинском сериале «Колдовская любовь» Анна Уколова сыграла одну из главных ролей – Надю, женщину, вовсю изменяющую своему мужу и готовую добиваться своих целей посредством колдовства. И хотя сама актриса признается, что героиня ей не близка: «Я верующий человек, и мне не нравится, когда люди прибегают к колдовству, ведь это все зло», это не помешало создать ей яркий, запоминающийся образ.
Личная жизнь
В жизни Анна Уколова вообще не похожа не многих своих героинь. Вот уже много лет в ее жизни один любимый мужчина – ее муж Сергей. Актриса признается: «Сергей - моя главная опора в жизни.. Понимаю мужа с полуслова, актриса я только в кадре, а дома - просто жена. Стараюсь покушать приготовить, навести чистоту и уют, чтобы в доме была хорошая аура. Конечно, бывают у меня ночные съемки, но вообще я предпочитаю работать днем и в Москве. Очень скучаю без мужа, вижу его грустные глаза, когда уезжаю на съемки, и сердце щемит…». 19 мая 2011 года у Анны родился сын.
Из интервью Александра Малюгина-Гаврилова с Анной Уколовой в газете «Аргументы Недели» от 16 августа 2012 года: «Нельзя быть слабой в большом городе»
- Анна, впервые ваше имя прозвучало после фильма «Точка», которую критики называли «чернухой». В нём достаточно правдиво изображена жизнь столичных «ночных бабочек». Какая сверхзадача у подобных картин?
–Я очень признательна режиссёру Юрию Морозу за то, что он пригласил меня на съёмки. После показа «Точки» на фестивале «Кинотавр» мне стали поступать предложения от других серьёзных режиссёров и кинокомпаний. И «Точку» я «чернухой» не считаю. Для меня это глубоко психологическая картина: про то, как нельзя становиться слабой, особенно в больших городах, поддаваться многочисленным искушениям мегаполиса. Съёмки фильма помню, словно это было вчера. В картине сложилось всё и у всех: у актёров, художников, операторской группы. Пусть подобные фильмы и не пробуждают светлых эмоций, но их задача не развлекать, а обрисовывать проблемы, существующие в стране. А так как у нас свободная страна, каждый делает свой выбор, что ему смотреть, а что нет.
– Недавно вы снялись в картине «Географ глобус пропил» по одноимённому роману Алексея Иванова. Как вам работалось на одной площадке с Константином Хабенским, который сыграл главную роль учителя Служкина, чем он вас поразил как актёр и как человек?
–С Константином мы пересекались ещё на фильме Александра Прошкина «Чудо». Что Константин Хабенский прекрасный киноактёр и потрясающе работает на сцене в театре, я знала. А вот то, что у него есть благотворительный фонд и он помогает больным детям, что у Хабенского есть бесплатные театральные школы по России, – это стало для меня большим открытием! Работать с Костей всегда одно удовольствие, у него есть чему поучиться.
– Фильм снимали в обычной средней школе в Перми. Как вам увиделось, учителя у нас в провинции до сих пор нищие?
–Нищие? Для меня понятие «нищий» – растяжимое. Всё познаётся в сравнении. Я сама из провинции, ситуацию реальной нищеты видела, знаю не понаслышке. И у себя на родине, и там, в Перми, я много общалась с учителями. И хочу проблему развернуть в другую сторону. Учителя в один голос жаловались, что сейчас ученики пошли совсем другие. Дети обозлены, никто ничего не хочет. Точнее, у всех на уме только материальное положение в обществе, на духовную сторону жизни никто вообще не обращает внимания. Вот в чём главная проблема!
– Что вы хотите, если у нас в стране культивируется «философия успеха» любой ценой!
– Не знаю, в моём школьном детстве подобного не было. Да и сейчас никто из моих знакомых и друзей не зациклен на этой «философии успеха». Конечно, может, они счастливые люди и им в жизни просто повезло… Но я уверена, они не способны продать всё и всех ради достижения своих целей.
– В сериале «Девять жизней Нестора Махно» вы сыграли Марусю Никифорову – террористку и анархистку. Глубоко погружались перед съёмками в её биографию, в идеи анархизма?
– Я читала перед съёмками несколько книг про Махно, правда, Маруси там уделялось не так много места. Знаю, что с анархистами она познакомилась в 1904 году, примкнула к наиболее радикальному их крылу – так называемым «безмотивникам». «Безмотивники» бросали бомбы и стреляли не только в крупных чиновников и политиков, объектами их охоты становились просто зажиточные люди. Наиболее известными террористическими акциями с участием Маруси были взрывы кафе Либмана и галантерейного магазина в Одессе, а также взрыв вагона первого класса в поезде около Никополя. Но для меня Маруся Никифорова не только анархистка-террористка, подруга Нестора Махно, но и женщина, находящаяся в постоянном поиске себя, и именно как женщины! До сих пор никто не знает, то ли любила Маруся Нестора Ивановича, то ли между ними вовсе ничего не было… Образ получился у меня несколько собирательным. Впрочем, он до конца не раскрыт не только мною, но и историками.
– Аня, вы снимались в фильме «Миннесота», где речь идёт о хоккее, ещё в одной картине играли, помнится, баскетболистку. Какие у вас самой отношения со спортом? За какими видами следили на только что закончившейся Олимпиаде?
–Сейчас снимаюсь в Питере, времени мало, поэтому из всех видов спорта могу позволить себе только «спортивную ходьбу». Ходить на довольно большие расстояния здесь приходится много. Хорошо, что в Питере есть на что посмотреть! Для такого случая я даже приобрела шагомер. Конечно, я смотрела Олимпиаду, но урывками. Наши синхронистки, волейболисты, дзюдоисты – просто супер! Уверена, у нас будет ещё больше медалей и чемпионов. Надо лишь, чтобы спорт стал доступным для каждого, чтобы тренеры искали молодые резервы не только в больших городах, но и в провинции.