Эмилия Спивак родилась 18 ноября 1981 года в Ленинграде. Дочь Семёна (Соломона) Яковлевича Спивака, художественного руководителя Санкт-Петербургского Театра на Фонтанке, о выборе профессии до определенного возраста не очень задумывалась.
В школе Эмилия Спивак училась плохо – на «три-четыре», а по математике однажды даже была «двойка» в четверти. Это был, скорее всего, самый нелюбимый ею предмет в школе.
Наверное, именно в то время Эмилия Спивак стала мечтать о профессии... или актрисы, или адвоката. Юриспруденция, как правило, подразумевает объективный, взвешенный взгляд, а Эмилия, надо отметить, не всегда объективна.… Так что адвокат, наверное, это совсем не ее профессия. И еще, если не лукавить, приятно быть знаменитой. Так что выбор сделался сам собой.
В результате Эмилия Спивак, после окончания школы, поступила в Государственный институт театра, музыки и кино на курс Вячеслава Пази, поступила легко.
Театр
Эмилия Спивак – актриса, имеющая серьезные, зрелые работы в театрах Петербурга и Москвы. После окончания института она стала работать с отцом в Молодежном театре на Фонтанке. Среди ее ролей: Дездемона в «Отелло», и еще роль в «Синих розах». Актрисе с отцом работать не очень легко. Он ведет себя достаточно жестко по отношению к дочери и, конечно же, не делает никаких поблажек, впрочем, за что ему его дочь очень благодарна. «Чем больше замечаний делают артисту, тем игра его становится лучше», - считает Эмилия Спивак.
Она также успешно работает и в московском МХАТе в спектакле «Пышка» у Олега Табакова. Отрадно, что здесь ее знаменитая фамилия совершенно и ни при чем, уже не нужно никому ничего доказывать. Талант – он и есть талант…
И в «Отелло», и в «Пышке», везде режиссеры пытаются искать и юмор, и радость в образе, хотя сами по себе истории не очень веселые. Ролей, правда, немного, но это близкие актрисе героини, она их любит и многому у них учится. В первую очередь – смелости.
Эмилии Спивак хотела бы продолжать работать на Фонтанке у отца, но, с другой стороны, и в Москве очень интересная работа. Пока актриса ничего не хочет загадывать, жизнь сама расставит все по своим местам.
Тайны следствия
Первая работа в кино – сериал «Тайны следствия» – большая удача для студентки второго курса Эмилии Спивак Петербургской академии театрального искусства. Это был рискованный, но успешный дебют, ведь в проекте уже блистала другая замечательная актриса и красавица - Анна Ковальчук. Анна Ковальчук была в положении, и потребовалось на какое-то время, чтобы преступления раскрывала другая героиня. Так в очередных сериях «Тайн» появилась Женя в исполнении Эмили Спивак.
Съемки шли по шестнадцать часов, огромная физическая нагрузка. И так две недели подряд. Бешеный темп поначалу очень выматывал юную актрису, ведь периодически нужно было еще и нагонять пропущенное в институте, как-то совмещать работу и учебу. В академии не одобряют, когда студенты пропускают занятия, пусть даже и из-за съемок. Однако опасения были напрасными. Эмилия Спивак стала дипломированной актрисой, а ее героиня по-прежнему продолжает успешно делать карьеру следователя.
Конечно, непросто сохранить в себе остроту чувств к собственному персонажу и ситуациям, в которые он попадает, когда играешь его в течение шести (!) лет. Но в образе Жени есть живой характер, конфликтность, развитие, что для сериальных героев редкость. Женя — острый персонаж, в общем, там есть что играть. Недаром ведь она так и осталась в сериале, заняв свою нишу среди его знаменитых постоянных персонажей.
Статский советник
В 2005 году Эмилия Спивакова вновь оказалась в компании очень сильных и опытных коллег-актрис, не говоря уже об актерах-мужчинах, сыгравших яркие роли. Вслед за картинами «Азазель» и «Турецкий гамбит» по экранам прошумел очередной фильм по прозе Бориса Акунина. Экранизации подвергся «Статский советник», в котором была собрана целая плеяда звезд: Никита Михалков, Олег Табаков, Владимир Машков, Константин Хабенский и, конечно, Олег Меньшиков в роли сыщика Эраста Фандорина.
На роль Эсфирь планировалась актриса Оксана Акиньшина. Но молодая звезда, переживающая бурный роман с рокером Сергеем Шнуровым, просто забыла приехать на первый съемочный день, и ее тут же заменили 23-летней Эмилией Спивак.… Этакая вариация «Мадемуазель Нитуш»: одна актриса по разным причинам играть не может, и юной дебютантке неожиданно доверяют главную партию – роль подруги Фандорина.
Героиня Спиваковой - Эсфирь импульсивна и довольно откровенна, немного взбалмошна, наверное, поэтому она и стала близка актрисе – по характеру, по каким-то эмоциональным проявлениям. Во время съемок «Статского советника», конечно же, были определенные сложности. Актриса заболела, к счастью, ненадолго. И несколько сцен дались нелегко. Например, сцена прощания Фандорина и Эсфирь, где нужно было попасть в партнера снежком, а все получалось как-то мимо. В итоге сняли отдельным кадром.
Еще момент – сцена ревности. Эсфирь – Эмиль нежилась в бочке с довольно горячей водой, состояние расслабленное, а потом надо было резко вскочить и запустить в партнера первым, попавшимся под руку предметом. В общем, нелегко далась эта сцена, и дело даже не в обнаженной натуре, просто слишком резкий переход от одного состояния к другому. Но в итоге все получилось неплохо.
Одна из наиболее эффектных сцен в фильме – появление Эсфирь на приеме в экстравагантном красном платье. Конечно, актриса чувствовала себя королевой, все это было очень красиво, немного непривычно, но очень женственно. Хотя это платье не соответствовало стилю Спиваковой, в жизни она любит неудобную одежду, все непрактичное - узкие платья и широкие брюки, узкие юбки, в которых невозможно ходить, высокие каблуки…
Типичная петербурженка
Эмилия Спивак – типичная петербурженка: молчаливая, скромная и незаметная. Хотя сама признается, что нрав имеет буйный и «вполне способна на битье посуды». К счастью, такие сцены – лишь удел близких. Еще актриса утверждает, что любит давать интервью, потому что во время этих бесед начинает что-то понимать про себя.
Восстанавливается после сложных съемок или работы в театре сном. «Сон и только сон. Когда высыпаешься, то кожа сама разглаживается, настроение улучшается, все приходит в норму». Актриса уверена, что именно на лице отражаются внутренние переживания, поэтому нужно стараться переключать себя на позитивные мысли, тогда и выглядеть будешь хорошо.
Эмилия Спивак очень любит макияж, косметику, все эти пузырьки, баночки. Ей доставляет большое удовольствие их покупать и использовать. Правда, когда много снимается, вне съемочной площадки старается косметикой не пользоваться, поскольку кожа должна, по ее мнению, хоть чуть – чуть отдыхать. Обожает косметику Christian Dior, что касается косметики по уходу за телом, то предпочитает Shiseido. И парфюм считает очень важным штрихом в имидже, как женщин, так и мужчин. Это от папы, который обожает парфюм, у него, этих баночек больше, чем у Эмилии с мамой вместе взятых. И еще один любимый запах – Estee Lauder «Pleasure». Но всего должно быть в меру, не стоит перебарщивать ни с косметикой, ни с парфюмом.
Никаких специальных рецептов красоты у актрисы нет. Пользуется хорошими скрабами для лица, молочком для тела. И вообще считает – человек красив тогда, когда есть внутренняя гармония и что красота не зависит от возраста. Хотя форма сама по себе поддерживается в ситуации стресса, сразу все лишнее «сгорает» моментально. Такая работа. Кухню любит итальянскую: моцареллу, другие сыры, помидоры.
Помимо театра и кино у Эмилия Спивак никаких увлечений нет. Актриса от этого, правда, не очень страдает. Свое свободное время старается проводить с любимым человеком. Ходит в кино. А отдыхает на пляже у моря в Турции или Болгарии - любит лежать у теплого моря и ни о чем не думать.
Эмилия Спивак и ее территория
Актриса Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Эмилия Спивак молода, успешна и чрезвычайно рассудительна. К своим 26 годам успела сняться в сериале «Тайны следствия», в фильме Филиппа Янковского «Статский советник» и получить заглавную роль в спектакле МХТ «Пышка».
Да и в своем театре у нее достаточно плотный график.
Так, значит, жизнь удалась?
— Почему считается, что у Эмилии Спивак трудный характер?
— Потому что трудный. Очень больно разочаровываться в людях. Тебе кажется, что у тебя есть друг, а в трудную минуту оказывается, что это совсем не так. Поэтому для меня слова ничего не значат, значат только дела.
— Вы жесткий человек?
— Да, как папа. Внешность обманчива. Тот, кто видит его впервые, подпадает под обаяние его «мягкости и пушистости», но вы не представляете, как он может орать! Или сказать такое слово, после которого будешь очень долго приходить в себя. Если меня не трогать, я очень спокойный человек, но если займут мою территорию, мало не покажется. Я ужасно не люблю конфликты, очень нервничаю, переживаю и стремлюсь к миру. Потому что я не могу долго находиться в состоянии конфликта.
— Что вас раздражает в людях?
— Безответственность и лживость. Ложь я вообще не переношу. Я могу простить, но я уже никогда не смогу доверять. Если я поймала человека даже на мелкой лжи, то потом вряд ли буду воспринимать все сказанное на веру. Мне уж лучше сказать правду, чтобы я переварила и могла ехать дальше. Но если меня обмануть, я не поеду никуда.
— Есть идеал мужчины, которого хотелось бы любить?
— Есть. Скорее всего, два качества самые главные — чтобы он был остроумным и надежным.
— Что для вас свобода и вынужденная необходимость?
— Я не из тех людей, которым кажется, что гдето там трава зеленее, а солнце ярче. В работе, например, предпочитаю преданность одному театру, а в личной жизни — верность одному человеку. Некоторым молодым людям кажется, что если они имеют отношения сразу с несколькими партнершами, то они свободны…
— Попадались негодяи?
— Нет, я просто стараюсь избегать таких людей… Мне неинтересен подобный тип мужчин, хотя и считается, что женщины любят подлецов и негодяев. В одном из интервью Мишель Пфайффер сказала: «До тридцати лет мне нравились странные типы, но потом это прошло». Похоже, к тому же иду и я.
— Любой театр — это очень сложные отношения. Вам комфортно в его актерской среде?
— Мне, например, очень комфортно в Молодежном театре. Другое дело, что я там мало общаюсь. У меня очень уважительное отношение к актерам, которые в нем работают, но что касается дружбы — в моей ситуации это сложно.
— Потому что папа — режиссер?
— Да. Думаю, некоторые люди не могут расслабиться в моем присутствии, потому что думают, что я чтото рассказываю своему отцу, хотя это совсем не так. Я ему никогда ничего не передаю исключительно по тем соображениям, что не хочу его расстраивать. Мои друзья в основном актеры — от этого никуда не деться. В нашем театре у меня есть друг, партнер по спектаклю «Синие розы» Евгений Титов.
— Как живется папиной дочке?
— Я не папина, а скорее мамина дочка. Папа подключился к моей жизни только непосредственно перед поступлением в институт. Моим воспитанием и борьбой за успеваемость в школе занималась мама. А мне были совершенно неинтересны все негуманитарные предметы. Они вызывали одно недоумение. Зачем столько сил и времени тратить на то, чтобы разбираться в какихто там уравнениях, формулах и так далее? А так как школу надо было заканчивать, мама со мной билась до последнего. В этом смысле ей надо поставить памятник.
Во время учебы в институте все было уже подругому…Трудно, но понятно во имя чего и зачем.
— Вы больше театральная или киноактриса?
— Для меня это равнозначная работа.
— Вы смотрите в зрительный зал, когда играете?
— Никогда! Там можно такое увидеть, что расхочется играть! Лица людей, которые не контролируют свои эмоции, — это очень опасная вещь. Если актер чувствительный и восприимчивый, то лучше в зрительный зал не смотреть. Я вообще накануне спектакля стараюсь ни с кем не общаться.
— Свой ритуал есть?
— Конечно. Стараюсь на день спектакля или съемки не планировать никаких дел. Если есть время, прогуляюсь по городу. Это помогает.
— Вы любите деньги?
— У меня к деньгам легкое отношение. Если они есть, с радостью трачу, если нет — одалживаю их, а потом отдаю, но никогда не приходило в голову складывать деньги в банку и пересчитывать по ночам.
Хотя очень люблю дорогие вещи, ходить по магазинам. Могу залезть в долги, не думая о том, что буду есть всю следующую неделю, но любимую вещь куплю обязательно. Это я в папу пошла. У него несметное количество галстуков и рубашек.
— Он щеголь?
— Да. Он очень любит ходить по магазинам.
— Вы ставите объем выполненной работы в театре или кино в зависимость от количества полученных денег?
— Это было бы смешно так судить по отношению к работе в театре. Деньги зарабатываются в кино. В театре ты работаешь для интереса и на собственный рост. Мне кажется, что настоящий рост может быть только в театре, потому что там есть некая подробность, очень серьезная погруженность в материал. Ты можешь искать чтото новое, не спать по ночам… Благодаря этому погружению в материал и муке в какомто смысле происходит победа над собой и ролью. Перед каждым спектаклем я всегда ужасно волнуюсь. У меня никогда не бывает такого чувства, что премьера прошла — и ты торжествуешь: роль в кармане!
— У вас есть любимые режиссеры?
— Конечно. В театре — это мой папа. В кино мне повезло работать с режиссером фильма «1814», он выйдет в феврале. Еще я очень люблю московского режиссера Виталия Николаевича Москаленко. Я снималась у него в телевизионном сериале «Бухта страха», вскоре он должен выйти на Первом канале. В начале съемок Виталий Николаевич очень нервничал, кричал на меня, я очень переживала, мне казалось, что все неправильно делаю. А потом мы так подружились, что он меня позвал на новый проект.
— Какими качествами сегодня должен обладать актер, чтобы его завалили заманчивыми предложениями?
— Мне папа всегда говорит, когда я начинаю переживать по поводу себя или работы, что «бег в искусстве — это бег на длинные дистанции». Никогда не надо завидовать быстрым и резким взлетам. Бывает, человек загорелся, как звезда, а через полгода его уже никто не помнит. Мне очень понравился ответ Шарля Азнавура на вопрос, в чем он видит секрет своей долгой популярности. Он ответил, что в его жизни не случилось дня, чтобы он проснулся знаменитым. «Я просто работал, люди все больше меня узнавали, круг расширялся», — сказал он. Хочется, чтобы успех был долгим и заслуженным.
— Вы вписываетесь в свое поколение?
— Честно говоря, в поколение в целом — не очень, в круг своего общения — да. У нас моральный аспект всетаки важнее материальных ценностей. Мне так кажется.
— Сложно оставаться верной самой себе, заниматься искусством и в то же время, в силу молодости, хотеть легкости — дела, отношений, жизни…
— У меня никогда такого не было. Мне кажется, что легкость может быть только благодаря большому труду. Легко только лежать на диване перед телевизором.
— Сегодня есть увлечение, от которого получаете настоящее наслаждение?
— Мы с моим другом по театру ходим на танцы и получаем от этого занятия просто нечеловеческое удовольствие. У нас замечательный тренер. Ходим на современные танцы, на фанк. Я очень жалею, что не занималась танцами профессионально с детства, потому что я, как и папа, очень люблю танцевать. Это его пристрастие с молодости, и на всех праздниках мы с ним танцуем рокнролл…
Валентина Шестакова, журнал «Пять»