Ученица великой Вагановой
Ирина Колпакова родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). В 1951 году окончила Ленинградское хореографическое училище, будучи последней ученицей выдающегося балетного педагога А. Я. Вагановой.
Прима Кировского театра
в 1951 году и была принята в труппу Кировского театра. Танцевала поначалу, как тогда полагалось, в кордебалете. Затем стала получать сольные партии, а потом и балеринские. Она станцевала все ведущие партии классического репертуара XIX и XX века. Венец ее актерских работ в классическом репертуаре – принцесса Аврора в «Спящей красавице», хрустальная статуэтка, сама нежность, изящество, чистота, благородство. Одним словом – Принцесса.
Ваганова, выпуская любимую ученицу в театр, поручила ее заботам Н.М.Дудинской, в прошлом – одной из самых любимых своих учениц. Поначалу Дудинская вводила Колпакову в репертуар, репетировала с ней роли. Но отношения между некоронованной «императрицей» ленинградского балета и начинающей балериной не сложились и во многом из-за работы Колпаковой с Григоровичем: прима и ее муж К.Сергеев не признавали хореографов-новаторов.
Колпаковой пришлось уйти к другим репетиторам: Т.Вечесловой и Н.Балтачеевой. Возможно, ей даже повезло - это были лучшие репетиторы того времени. Кроме того, Колпакова старалась работать с теми балеринами, которые еще помнили вариации в балетах такими, какими их сочинял Петипа (так и одну из своих лучших ролей в классическом репертуаре, Раймонду, молодая танцовщица тайно репетировала с О.Йордан). Дудинская многие из вариаций переделала «под себя», а Колпакова их танцевала в оригинальной постановке.
Когда Григорович уходил в Большой театр, он звал с собой Колпакову, но она отказалась - не решилась переходить в чужую труппу и не хотела покидать театр, который любила. Но никакие «подводные камни» театральной жизни не повлияли на судьбу Колпаковой: она занимала в труппе стабильное положение примы-балерины.
Образ Авроры — одно из самых совершенных созданий балерины. Здесь счастливо соединились достоинства природные и воспитанные. Утончённость юного облика и светлый лиризм, инструментальность танца и тяга к обобщению — всё слилось, чтобы вызвать к жизни образ поразительной цельности. Виртуозная танцовщица, Колпакова уверенно поднялась на вершину академизма, утверждённого девятнадцатым веком и усовершенствованного техникой двадцатого. Основное же достижение балерины — в раскрытии музыкально-хореографического содержания балета. Её образный танец воплощает прекрасный и нежный, как юность, идеал, вечно живущий в сознании человека, его немеркнущее под натиском тёмных сил сияние, его конечное торжество и бессмертие. Партия Авроры в её исполнении движется по течению балета-симфонии, набирая художественную силу, становясь ведущей, последовательно развивающейся темой хореографической партитуры.
Уже в первые сезоны работы в театре определилась приверженность юной актрисы классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности, помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в партиях Авроры и Раймонды. Колпакова также стала первой исполнительницей многих партий современного репертуара: Катерины и Ширин в балетах Ю. Н. Григоровича «Каменный цветок» и «Легенда о любви», и многих других.
Она не только уберегла академическую традицию, но и сумела воспеть, вернув ей изящество, блеск, осмысленность и гармоничность. Свое дело Колпакова понимала как миссию... Она не просто одна из последних любимых учениц знаменитого педагога А.Я.Вагановой, она одна из последних жриц того балетного искусства, которое постигла в училище, подлинная представительница петербургского академизма.
Педагог и балетмейстер
С 1971 года — педагог-репетитор Театра им. Кирова. Окончила ЛГК имени Н. А Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре под руководством выдающегося балетного педагога П. А. Гусева, 1982).
Поставила балеты: «Жизель» А. Адана (1987), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1990) — в Минске; «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, «Тени» (из балета «Баядерка» Л. Минкуса), «Пахита» Л. Минкуса (1988), «Сильфида» Х. С. Лёвенскьольда (1989) — в Софии (Болгария).
С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (профессор кафедры классического танца). В 1990-х годах в течение нескольких сезонов работала балетмейстером-репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке. Михаил Барышников пригласил ее репетитором в Американский балетный театр, где она работает до сих пор. Колпакова стремится привить американским танцовщицам представление об эстетике и красоте русской школы, которым ее обучили, и, которое она сама исповедовала на сцене. Ее часто приглашают как педагога и балетмейстера, и только в Мариинском театре у нее нет учениц. Так уж сложилось.
Указом Президента РФ в 1996 году за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства Колпаковой была установлена Президентская пенсия.
Государственная и общественная деятельность
1974—1979 Депутат ВС СССР
С 1986 года — член правления Союза театральный деятелей РСФСР
Личная жизнь
Проживает в Толстовском доме, а также в США, в Нью-Йорке, в Верхнем Манхэттене, рядом с музеем-замком Клойстерс, филиалом Метрополитен-музея. Муж — известный артист балета В. Г. Семёнов (1932), народный артист СССР (1983). У супругов есть замужняя дочь Татьяна, художник, окончившая Мухинскую академию, работающая дизайнером по костюмам в Петербурге, и внук Никита, родившийся в США, проживающий в Петербурге, учащийся менеджменту в университете.