Будущий исполнитель кантри вне закона появился на свет в калифорнийском городке Бэйкерсфилд в семье беженцев из Оклахомы, спасавшихся от Великой депрессии. Детство певца проходило несчастливо: семья жила в переделанном из товарного вагона домишке, отец рано умер, а матери приходилось много работать, чтобы прокормить семью. На воспитание детей времени у неё почти не оставалось, так что юный Мерл Хаггард был предоставлен сам себе и проводил время, подбирая на слух песни Боба Уиллса, Хэнка Уильямса и Лефти Фрицла. На жизнь мальчик зарабатывал воровством и подделкой чеков, что быстро привело его в тюрьму.
Следующие несколько лет проходят по одной схеме: Хаггард отсиживает очередной срок, выходит на свободу, где бродяжничает, ворует и совершает другие правонарушения, попадается и снова садится в тюрьму. Ненадолго изменить такой ход событий смогло лишь знакомство певца с Лефти Фрицлом, услышавшим, как тот подпевает ему на концерте. Фрицла настолько впечатлило пение Хаггарда, что он вывел молодого бродягу на сцену и позволил петь.
Публика тепло приняла дебютанта, и Мерл Хаггард утвердился в мысли о музыкальной карьере. На какое-то время он даже оставил ради этого преступный промысел, но вскоре снова попался на ограблении и отправился за решётку. Последовавшая попытка побега привела его в знаменитую тюрьму Сан-Квентин, где он своими глазами увидел жалкое существование преступников, осужденных на смертную казнь и обрёл твёрдое намерение начать жизнь заново по освобождении.
Вернуться в нормальную жизнь освободившемуся певцу помогли родственники, нашедшие для бывшего заключенного работу на семейном предприятии. Тяжелая работа постепенно вернула Хаггарда в общество, и вскоре он не только снова вышел на сцену, но и подписал свой первый контракт со звукозаписывающей компанией «Tally Records». Раннее творчество музыканта отлично вписалось в зарождающийся Бэйкерсфилд-саунд — изобретённое Баком Оуэнсом направление кантри.
В 1962-1965 Мерл Хаггард записывает несколько успешных песен: «Skid Row», «Sing a Sad Song» и «(My Friends Are Gonna Be) Strangers». Последний хит быстро взлетел в Top 10 кантри-чарта, вдохновив певца на ещё одно свершение — сингл «I'm a Lonesome Fugitive», занявший первое место кантри-чарта. Ни одна песня исполнителя ни до, ни после этого не была настолько популярна, хотя высоко в чартах побывали и другие его хиты, включая многие треки с альбомов «Same Train, Different Time: A Tribute to Jimmie Rodgers» (1968) и «Okie From Muskogee» (1969).
К началу 1970-х музыкант достигает ещё больших успехов: его хиты «Carolyn», «Someday We'll Look Back», «Always Wanting You», «Grandma Harp», «The Roots of My Raising» постоянно находятся в чартах, а сам Рональд Рейган официально прощает ему все прошлые прегрешения. Певец незамедлительно отплатил политику остросоциальным хитом «If We Make It Through December», чем заработал славу «певца рабочего люда» и появился на обложке журнала «TIME». Эта песня стала последним успехом певца за два десятилетия.
Приход нового тысячелетия принесет много нового и в кантри-музыку, включая «обновленного» (как бы странно это ни звучало в отношении человека семидесяти лет) Мерла Хаггарда. Ветеран наделает изрядно шороху, объявив в 2000 году о подписании контракта с независимым лейблом «Anti» и незамедлительно выпустив тепло принятый критиками «If I Could Only Fly» и трибьют-альбом «Roots, vol. 1» с кавер-версиями хитов Лефти Фрицла, Хэнка Уильямса-старшего, Хэнка Томпсона и тремя новыми песнями самого Хаггарда.
Начинало казаться, что годы не властны над музыкантом. Концерт следует за концертом, да и работа над альбомами кипит: уже в 2003 году Мерл Хаггард записывает очередной студийный диск «Haggard Like Never Before», в 2005 выпускает «Chicago Wind», а в 2007 году приобщается к блюграссу и издаёт «The Bluegrass Sessions». Не каждый молодой исполнитель сегодня может похвастаться такой продуктивностью. И всё же, в 2008 и Мерлу Хаггарду пришлось слегка снизить темпы работы из-за приключившейся прямо в разгар турне болезни - которая, впрочем, не смогла задержать его надолго. Не пришлось даже отменять гастроли, успешно завершившиеся осенью того же года.
Очередной альбом, «I Am What I Am», Мерл Хаггард выпустил в 2010 году. Несмотря на в целом положительные отзывы критиков, релиз не смог взобраться выше 18 места в кантри-чарте «Billboard Top 200» - что, однако, остаётся недостижимой высотой для тысяч и тысяч исполнителей кантри США, Канады и Австралии.