Ранние годы. Театр
Мишель Блан родился 16 апреля 1952 в обеспеченной семье в городе Курбевуа.
Во время учёбы в Лицее имени Пастера в городке Нёйи-сюр-Сен познакомился с Кристианом Клавье, Жераром Жюньо и Тьерри Лермиттом. Впоследствии друзья создали французскую театральную труппу «Le Splendid». В самом начале они играли в районе Монпарнас, в гараже, превращённом в кафе-театр, прежде чем переехать на улицу Ломбар. Затем, в конечном счёте построили свой собственный театр на улице Фабур Сен-Мартен (фр. Faubourg-Saint-Martin).
Кино
Кинодебют Мишеля – небольшая роль воспитателя в летнем лагере в «Лучшем способе шагать / La meilleure facon de marcher» Миллера. Юного француза с необычным полноватым лицом приметил в середине 70-х пока еще не столь известный Роман Полански, пригласивший Блана на роль второго плана в «Жилище / Le locataire».
Мелкими, не очень уверенными шагами 25–летний молодой человек с печальными клоунскими глазами шел к славе. Аплодисменты и национальное признание пришли к Мишелю Блану в 1978. Тогда Патрис Леконт пригласил лучших актеров "Сплендид" сняться в задорной комедии «Загорелые / Les bronzees». Картина имела феноменальный успех не только во Франции, но и за ее пределами. Вдохновленный удачей режиссер сделал несколько продолжений приключений неугомонных "загорелых". Леконту приглянулся не только сюжет успешной картины, но и сам Мишель Блан, который сыграет в одном из лучших фильмов Патриса «Месье Ир / Monsieur Hire». C тех пор о творческом тандеме Леконт/Блан стали говорить как о выдающемся явлении французского кинематографа. Мишель называл Леконта своим наставником (возможно, что именно он помог блестящему актеру открыть в себе и режиссерский талант). Патрис с горящими глазами рассказывал, как вдохновляет его игра Мишеля. Казалось, эти двое - идеальная пара, словно созданная друг для друга.
Однако у Леконта был конкурент: Блана заметил и другой великий французский режиссер - Бертран Блие. В 1982 году он сделал ему предложение, отказаться от которого было нельзя. У Блие Мишель сыграл ту самую роль, за которую был удостоен награды Каннского фестиваля. Главный герой «Вечернего платья / Tenue de soiree» страдает от того, что нелюбим женой. Униженный до предела, он готов выйти в свет в женском туалете в сопровождении дружка-гомосексуалиста. Блан пронзительно и искренне сыграл человека на грани отчаяния, накрашенное и искаженное гримасой боли лицо его Антуана надолго врезалось в память зрителей.
Как и Леконт, Блие продолжал работать с Мишелем, осторожно приоткрывая новые грани его актерского таланта. Мировым признанием Блана стала роль в «Готовом платье / Pret -a-porter» Роберта Олтмана в окружении лучших звезд американского и европейского кино: Ким Бэсингер, Софи Лорен, Марчелло Мастрояни. Великие режиссеры ценили Мишеля за умение мгновенно перевоплощаться и изображать комических и трагических персонажей практически одновременно. Его лицо напоминало две античные маски: такие разные и в то же время столь похожие. Но художник Блан хотел большего, нежели просто подчинения волшебным палочкам гениев. Хотел доказать собственную одаренность и самостоятельность.
Снимался в фильмах "Лучший способ маршировки" (1976, К.Миллер), "Жилец" (1976, Р.Поланский), "Беглецы" (1986, Ф.Вебер), "Книги Просперо" (1991, П. Гринуэй), "Готовое платье" (1994, Р.Олтмен). Роль в фильме Бертрана Блие "Вечернее платье" (1986) принеслу Мишелю Блану приз МКФ в Канне. Как режиссер снял фильмы "Ступай в тень" (1984) и "Коварство славы" (1994), "Эскорт" (1999), "Целуй, кого хочешь" (2002).
В 2005 году его снова ожидал громкий успех в первом фильме Изабели Мерго «Вы так прекрасны». После этого были третий фильм про «загорелых» (10 миллионов купленных билетов) и два фильма Андре Тешине.
Режиссура
В 1984 году на свет появился первый фильм Мишеля Блана-режиссера «Иди отсюда / Marche a l`ombre», а затем один из шедевров французского кинематографа «Большая усталость / Grosse fatigue». После этой работы Блана стали сравнивать с Вуди Алленом, а его фильм - со «Знаменитостью / Celebrity». Действительно, сюжет двух картин похож: и там, и там в ролях звезды. В обоих фильмах все они играют сами себя. В главной роли в собственной ленте появляется Блан. Его герой - режиссер по имени Мишель одинок среди светского лоска и якобы друзей. Единственное счастье для него - фильмы, которые он снимает. Громкий протест против лжи и предельную откровенность зрители восприняли на ура. Каннское жюри наградило Мишеля призом за лучший сценарий, он получил национальную премию "Сезар".
Актер Леконта и Блие стал самодостаточным режиссером, которому вроде бы учителя не нужны. И тем не менее следующий фильм с участие Блана – «Большие герцоги / Les grands ducs» – снял все тот же Патрис Леконт.
По словам Мишеля, свобода самовыражения сокрыта в любом творчестве, не важно режиссер ты или актер. Исполнитель трактует образ по-своему, а постановщик трактует по-своему ситуацию. Каждому - свое. Мишелю Блану удалось не только погнаться за двумя зайцами, но и успешно схватить за уши обоих. После успеха "Большой усталости" он не потерял, а лишь закрепил за собой режиссерское звание.
Его последняя картина «Эскорт / Mauvaise passe» – произведение зрелого художника. Критики вновь проводят параллели со "Знаменитостью" Вуди Аллена. Там Кеннет Брана манерой игры, жестами, мимикой стремился скопировать самого режиссера, скрывшегося за камерой. В "Эскорте" Даниэль Отой во всем старается быть похожим на Блана: та же пластика, те же интонации.