Захваченные в плен японцами британские солдаты и их командир полковник Николсон вынуждены строить железнодорожный мост через реку Квай в Бирме. Несмотря на свирепый характер полковника Сайто, Николсон проявляет настоящее мужество.
Тем временем командование назначает группу коммандос для уничтожения этого стратегически важного объекта.
Лозунг:«It spans a whole new world of entertainment!»
Фильм снят по мотивам романа Пьера Буля «Мост через реку Квай» (Le Pont de la Riviere Kwai, 1952)
Снимать фильм предлагали Говарду Хоуксу, но тот отказался после провала своей предыдущей картины «Земля фараонов». Ему показалось, что критики полюбят «Мост через реку Квай», а зрители — нет (на самом деле, при бюджете в 3 миллиона долларов «Мост» собрал порядка 27 миллионов).
Сюжет основан на подлинной истории подполковника Филиппа Туси. Воспоминания о нем были собраны в книге Питера Дэвиса «Человек позади моста» (1991).
Сценаристы Майкл Уилсон и Карл Формен попали в «черный список» по подозрению в связи с коммунистами. Их имена были вычеркнуты из титров, а премию «Оскар» за лучшую сценарную адаптацию получил Пьер Буль, по роману которого снят фильм. В 1984 году награда вернулась к героям, но Уилсон получил ее посмертно.
Ассистент режиссера погиб в автомобильной катастрофе по пути на съемки.
В фильме мост был построен за 2 месяца, а на самом деле Британская компания строила для фильма мост на Цейлоне целых 8 месяцев, и это при участии 500 работников и 35 слонов. Мост получился 425 футов длиной и 50 футов высотой. Его стоимость составила 85 000 фунтов стерлингов (по меркам 2002 года — 1,2 миллиона фунтов).
Осторожно: дальнейшие факты могут содержать спойлеры ▼
В оригинальной книге Пьера Буля полковнику Николсону удаётся помешать взорвать мост. Поезд подрывается на одном из резервных зарядов, установленных диверсантами, но мост остаётся невредимым.
Останки поезда, которые зритель может видеть в конце фильма, были приобретены у индийского махараджи.