С 1940 по 1941 гг. – студентка Ленинградского Театрального Института им. Островского.
С 1942 по 1947 гг. – актриса Мордовского государственного музыкально-драматического театра.
С 1947 года — актриса театра имени Моссовета.
Приняла участие в дубляже более 300 кинофильмов. Среди них — «Римские каникулы», «Рокко и его братья», «Лев зимой» и многие другие. Она дублировала практически всех актрис зарубежных фильмов 50-60-х годов – Одри Хепберн, Кэтрин Хепберн, Милицу Корьюс, Марину Влади.
Юные годы
Она училась в Ленинградском государственном театральном институте, когда началась Великая Отечественная война. Обучение пришлось прервать.
Вместе с фронтовой бригадой Мордовского музыкально-драматического театра И.Карташева выступала перед бойцами на Калининском фронте и на Орловско-Курской дуге.
Потом была учеба и работа в студии молодых актеров Ленинградского академического театра драмы имени А.С.Пушкина. В 1947 году актриса получила приглашение Ю.А.Завадского перейти в труппу возглавляемого им Театра им. Моссовета, который стал ее судьбой. Эта судьба подарила Ирине Карташевой счастливую возможность работать под руководством Ю.А.Завадского с такими мастерами сцены, как Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова. А следующим поколениям посчастливилось играть с ней.
Театр
На сцене Театра имени Моссовета актриса дебютировала в роли Дездемоны в легендарном романтическом спектакле Завадского "Отелло". Следующей этапной работой стало участие в лермонтовском "Маскараде" - спектакле трагически возвышенном и мощном. Баронесса Штраль, которую вдохновенно сыграла артистка, - сложный противоречивый персонаж, порождение среды и одновременно ее жертва.
Последующие работы подтвердили широчайший жанровый диапазон актрисы, острое чувство стиля. "Король Лир" (Регана), "На диком бреге" (Ольга), "Странная миссис Сэвидж" (Пэдди), "Шторм" (Шуйская). Ее героинями были аристократки и простолюдинки: Каренина ("Живой труп" ), Элиза ("Мадам Бовари" ), Мелания ("Егор Булычов" ). Значительным достижением стала роль Катерины Ивановны в легендарном спектакле театра "Петербургские сновидения" - актриса играла трагедию поруганного человеческого достоинства.
И в последние годы Ирина Карташева создала немало разноплановых сценических ролей, не устает поражать коллег и зрителей своим творческим долголетием. Вздорная Генеральша из спектакля "Фома Опискин", лицемерно набожная миссис Даджен ("Ученик дьявола" ), Этель, умная, красивая, заботливая женщина ("На Золотом озере" ), несгибаемая соседка Митрофановна ("Серебряный век" )... Только что Ирина Карташева сыграла сразу две роли в последней премьере театра - исторической драме по роману итальянского писателя А.Мандзони "Обрученные" - наивную домоуправительницу сельского священника и мрачную Старуху, ненавидящую всех и вся.
Ирина Павловна Карташёва - одна из ведущих актрис Театра имени Моссовета. Её сценический стиль – благородство облика, изящество пластики, интеллигентность интонаций, умная ирония и разумная строгость средств выразительности. «Культовых» спектаклей и, соответственно, судьбоносных ролей в актерской жизни Ирины Карташевой было, по меньшей мере, три: «Отелло» (роль Дездемоны), «Маскарад» (роль баронессы Штраль) и «Петербургские сновидения» (роль Катерины Ивановны). Эти постановки шли подолгу, имели успех и блестящую прессу, становились объектами серьезных творческих дискуссий.
Дубляж. Работа на радио и телевидении
Помимо театра в творчестве Ирины Карташёвой есть вторая сфера, в которой она достигла «сияющих вершин». Это кинодубляж. Не тот, параллельный, отчитываемый полудикторским способом двумя-тремя голосами, а истинно художественный, творческий процесс, по сути, авторизованного перевода, на который тратилось заметно больше времени, но его результаты были удивительными. У Карташевой возник свой стиль дубляжа - темпераментный и изящно-театральный. Одна из самых заметных ее работ – озвучивание фильма «Лев зимой», где Кэтрин Хепберн говорит чарующим и страстным голосом Ирины Карташёвой.
И.Карташёва много и плодотворно работает на радио, в кино и на телевидении. Только в радио -театре она сыграла более 20 ролей классического и современного репертуара.
А еще Ирина Павловна неутомимо трудится на общественной ниве. Член творческой Комиссии актеров московских театров при Союзе театральных деятелей России, член правления Центрального дома актера и Центрального дома работников искусств - она уделяет большое внимание работе с творческой молодежью, ведет интенсивную концертную деятельность, участвует в благотворительных и шефских акциях.
В ее годы возраст уже не скрывают. Но она - значительно моложе собственных лет.
Личная жизнь
В сентябре 1940 года в Ленинградском Театральном Институте произошла встреча Ирины Карташёвой и Михаила Погоржельского. Это была любовь с первого взгляда. Но, к сожалению, война всё спутала. 22 июня, в первый день войны, все юноши с курса подали заявление на фронт, в том числе и Михаил. После ранения в ногу в 1942 году он был списан с фронта.
Оправившись, наконец, после ранения, в 1944 году Погоржельский вернулся в институт, который в то время находился в Томске, а затем в Новосибирске. Там Михаил и Ирина снова встретились и вместе, в мае 1944 года, одним из первых эшелонов вернулись в Ленинград. Затем в 1947 году Ирина Карташёва была приглашена Завадским в Театр Моссовета и уехала в Москву.
Вскоре Михаил Бонифациевич женился, но брак оказался недолгим, так как он по–прежнему любил Ирину и не мог её забыть. Ирина Павловна в свою очередь в Москве тоже вышла замуж, но она также любила Михаила, он был ей дорог. В 1949 году Театр Моссовета был на гастролях в Ленинграде, и в Доме работников искусств была устроена встреча ленинградских и московских артистов. Там Михаил Бонифациевич и Ирина Павловна снова встретились и теперь уже никогда не расставались.
Вернувшись в Москву, Карташёва пошла к Завадскому с просьбой посмотреть Погоржельского. Михаил Бонифациевич понравился Юрию Александровичу, и Погоржельский был зачислен в театр, где его очень хорошо приняли. Он сразу же был введён на роль возлюбленного в спектакль по пьесе Лопе де Вега «Хитроумная влюбленная» и с тех пор очень плотно был занят в репертуаре театра.
6 декабря 1951 года у Михаила Бонифациевича и Ирины Павловны родился сын Дмитрий. Так как они постоянно были заняты в театре и кино, поэтому воспитанием сына, в основном, занималась бабушка, мама Ирины Павловны. Дима учился в немецкой спецшколе, которая находилась в доме, где жили Погоржельские. Однажды, учась в восьмом классе, Дима спросил родителей: «А вдруг я пойду по вашим стопам?». На что Ирина Павловна ответила: «В наших стопах вдруг не бывает».
Окончив школу, Дима поступил на филфак шведского отделения Московского университета, окончив который работал в «Комсомольской правде». Затем Дмитрий перешёл в журнал «Новое время» и вскоре стал редактором международного отдела. Как корреспондент «Нового времени», в 1990 году, он уехал в Германию и уже там перешёл работать на телевидение. На протяжении почти 15 лет Дмитрий с семьёй по–прежнему живёт в Германии. Внука Ирины Павловны зовут Сашей.
В марте 1995 года Михаила Бонифациевича не стало… Ирина Павловна Карташёва больше 60 лет работает в Театре имени Моссовета, где по–прежнему плотно занята в репертуаре. Единственное, что её огорчает, что в фойе театра, среди портретов выдающихся актеров, не нашлось места для Михаила Погоржельского, который отдал 46 лет своей творческой жизни служению Театру Моссовета.