Детство
Все домашние Ефима любили искусство, отец и братья артиста неплохо рисовали, два брата Копеляна впоследствии стали художниками.
Однажды 12–летнему мальчику попалась книжка «Король Лир» Шекспира. Он прочитал ее взахлеб, словно детектив, упустив, естественно, всю философию. После этого он перечитал всего Шекспира. Впоследствии, когда он стал актером, детские впечатления о Шекспире сыграли свою роль.
В детстве Ефим Копелян был уверен, что станет если не художником, то уж, во всяком случае, архитектором. После окончания школы он приехал в Ленинград и, некоторое время поработав токарем на заводе «Красный Путиловец», поступил в Академию художеств на архитектурный факультет. Ему тогда было всего 17 лет. Будущее виделось ясно и определенно — он станет знаменитым архитектором.
Учёба
Студентом архитектурного факультета подрабатывал статистом в Большом драматическом театре, затем поступил в студию при театре, учился у К.К.Тверского.
Поступить в театральную Студию при БДТ Копеляна уговорил его приятель, учившийся там. Копелян стал студентом первого курса театральной Студии.
Актерское мастерство в Студии преподавал Константин Константинович Тверской. В 1933 году он был также главным режиссером и художественным руководителем БДТ. Тверской был очень строгий и требовательный педагог. Он любил повторять студентам присказку: «Пять я ставлю господу Богу, четверку — себе, ну а тройку — самому крепкому ученику». Но когда в конце второго курса стали объявлять оценки, Тверской сказал: «На сей раз я изменяю своему правилу и ставлю пять ученику!..» И Тверской произнес фамилию Ефима Копеляна.
В студии зарекомендовал себя как характерный актер. Исполнил роли в Интермедиях М.Сервантеса, в Вечере русских водевилей, Самсона Силыча Большова (Свои люди сочтемся А.Н.Островского), который был отмечен на страницах журнала «Рабочий и театр».
Театр
По окончании студии в 1935 году Копелян был принят в основной состав БДТ. Первые годы в театре не были отмечены особыми удачами. Первой его ролью на профессиональной сцене была роль кинооператора Буркова в спектакле «Не сдадимся». Потом несколько лет следовали такие же малоприметные и невыразительные театральные роли, более похожие на эпизоды.
Война застала БДТ в Баку на гастролях. По возвращении театра 4 июля 1941 в Ленинград Копелян вступил в Народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в «Театре Народного ополчения», который вскоре превратился в «Ленинградский фронтовой агитвзвод». Играл роли в спектаклях, поставленных В.Лебедевым.
11 февраля 1943 БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля Копелян вновь актер БДТ. В середине 1940-х годов Копелян — «первый отрицательный герой БДТ». Копелян вошел в неповторимый актерский ансамбль БДТ.
А с 1956 года, с приходом в театр Г. Товстоногова, у него практически не было проходных ролей. Товстоногов увидел в Копеляне то, что не замечали другие режиссеры, – не просто актера на отрицательные роли, но большого художника, который мог создавать глубокие и неоднозначные сценические образы.
Творческое содружество Копеляна и Товстоногова началось с непритязательной комедии «Когда цветет акация». При Товстоногове Ефим Копелян играл в театре очень много (так же как и в кино). Играл роли крупные и маленькие — от романтического Дон Сезара де Базана до Шанди из «Любови Яровой». Играл роли классического репертуара и в современных пьесах. Был «социальным героем» и исполнял характерные и героические роли, играл в спектаклях комедийных и трагедиях... Копелян был занят почти во всех лучших спектаклях «раннего» Товстоногова: «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Горе от ума», «Пять вечеров», «Три сестры» (этапная для Копеляна роль полковника Вершинина).
Герои Копеляна, как правило, — «конфликтные» люди — они постоянно в борьбе и с другими, и с самими собой. Копелян обычно играл в сдержанных, приглушенных тонах, очень лаконично и скупо. Он как бы специально не досказывал до конца всего того, что знал о своем герое.
Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя.
Исполнение крохотной роли Платона Михайловича Горича в товстоноговском "Горе от ума" (1962) Копелян превратил в событие. В короткие сценические мгновенья актер успевал сыграть человеческую судьбу. Самой любимой и трудной была для него роль Вершинина ("Три сестры" Чехова, реж. Товстоногов, 1965). Перед смертью Копелян прибавил к своим лучшим сценическим созданиям роль Евгения Тулупова ("Три мешка сорной пшеницы" В.Тендрякова, реж. Товстоногов, 1974).
Товстоногов занимал Копеляна почти во всех премьерах театра. В этом театре артист проработал 43 года до последнего своего дня.
Личная жизнь
Здесь же Ефим Копелян нашел и свое личное счастье. Он женился на одной из лучших актрис БДТ, Людмиле Макаровой. Народная артистка СССР Людмила Иосифовна Макарова вспоминала: «Поженились мы с Копеляном в 1941 году, в мае, перед самой войной. Познакомились в театре. Но поженились не сразу, прошло два года "приглядки". Он был почти на 10 лет старше. А сколько у него было поклонниц! Что сказать? Я живу воспоминаниями. Это было чудесное время. До сих пор мне его не хватает. Я одна. Когда муж ушел из жизни, я была еще в приличной форме, но не могла себе даже представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина, а не Фимочка! Он был старше, умнее меня, многому меня научил - отношению к жизни, к людям...».
Многих людей, не знавших Копеляна близко, часто обманывала его внешняя сдержанность. Многие даже с опаской говорили: «Какой мрачный человек». А этот «мрачный человек» был смешлив, как ребенок. Он мог рассмеяться на сцене по ходу действия, стоило только партнеру подмигнуть одним глазом.
В последние годы он очень хотел сыграть в комедии, даже в фарсе. Копелян тяготился давно прилипшей к нему маской глубокомысленой скептичности. И он с блеском сыграл на сцене в комедии «Ханума», показав все свои незаурядные комедийные способности.
Кино
Хотя Ефим Копелян был преимущественно театральным актером, но и в кино он оставил заметный след. Правда кинематограф открыл талант Копеляна не сразу. Почти 30 лет ему пришлось сниматься лишь в эпизодах.
Одной из первых действительно больших и заметных ролей в кино для Копеляна стал атаман Бурнаш в приключенческой ленте Керсаяна «Неуловимые мстители», вышедшей на экраны в 1966 году. Впоследствии Ефим Копелян сыграл еще раз Бурнаша в фильме «Новые приключения неуловимых».
Но по-настоящему о Ефиме Копеляне, как о новом имени в отечественном кино, заговорили после выхода в 1967 году историко-революционного фильма Семена Туманова «Николай Бауман», где актер сыграл знаменитого промышленника и мецената Савву Морозова.
Вторая половина 60-х – первая половина 70-х – это время самой плодотворной и интересной работы Ефима Захаровича в кинематографе. Среди самых заметных его работ можно назвать: генерал Сергеев в приключенческих лентах «Судьба резидента» и «Ошибка резидента», Свидригайлов в картине «Преступление и наказание» по одноименному роману Ф.М. Достоевского, Бобруйский-Думбадзе в фильме «Опасные гастроли», Кафтанов в телесериале «Вечный зов».
Копелян снимался очень много, каждый год в 5-6 фильмах! Всего Копелян сыграл более чем в 80-ти фильмах. О своих работах в кино Копелян говорил: « Я не могу сказать, что все сыгранное в кино доставило мне удовольствие. Скорее наоборот. Таких ролей очень немного, в их числе — роли в фильмах «Преступление и наказание», «Николай Бауман» и «Даурия».
В 1973 году Ефиму Захаровичу было присвоено звание Народного артиста СССР. В общей сложности Копелян сыграл в кино, на телевидении и в театре более 150 ролей. Уже после смерти, в 1976 году, за участие в сериале "Семнадцать мгновений весны" Ефим Копелян получил Государственную премию РСФСР.
Голос за кадром
Впервые голос Ефима Копеляна за кадром прозвучал в комедии Алексея Коренева «Адам и Хева». Позже он нередко озвучивал как художественные, так и документальные и научно-популярные ленты.
Блестящий талант Ефима Копеляна, как чтеца, раскрылся в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны», где актер выступил в роли внутреннего голоса легендарного разведчика Штирлица. Можно с полной уверенностью сказать, что успех Штирлица Вячеслав Тихонов должен в равной мере разделить с Копеляном. «Копелян - богатый внутренний мир Исаева–Штирлица, отточенная мысль режиссера Лиозновой. Штирлиц курит - Копелян говорит. Штирлиц пьет пиво - Копелян не тянется за кружкой, он говорит. Штирлиц едет к Борману - Копелян никуда не едет и не идет, он по-прежнему говорит взвешенно и спокойно, говорит, когда Штирлиц молчит, спит, бреется…»
Последние дни
В начале 1975 г. Ефим Копелян лёг в больницу в Мельничьих Ручьях под Ленинградом. Попал он туда прямо накануне премьеры многострадального спектакля "Три мешка сорной пшеницы": дома почувствовал себя плохо, и осмотревший его врач поставил диагноз - инфаркт. После двухмесячного лечения Копелян пошёл на поправку, и врачи собирались его выписать сразу после мартовских праздников. Но увы...
Ему было 60 с небольшим. Подлечился в больнице, должен был выписываться. Жена проведала его, днём он проводил ее до автобусной остановки. А вечером с ним случился сильный сердечный приступ, второй инфаркт — и все. Говорят, он предрек свою смерть, сыграв в кино самоубийцу Савву Морозова и крупного медицинского работника в «Повести о человеческом сердце». В последнем фильме Копеляна врач с большой буквы умирал мужественно, в ясном сознании. Но почему-то не хочется подпускать мистического тумана. Уж больно земным, обаятельным, здравомыслящим и каким-то не актерским был артист Ефим Копелян. Вот такая информация к размышлению.
Похоронили Ефима Захаровича Копеляна в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища. Когда его хоронили, вслед за машиной с гробом шла нескончаемая вереница машин с черными лентами на ветровом стекле. По обеим сторонам Фонтанки стояли толпы людей до самого Невского. Многие плакали.
На могиле установлен памятник — гранитная стела с древнегреческой театральной маской. На камне надпись «Ефим Копелян».