Но, на самом деле, Варгас ворвалась в Мексику гораздо раньше 50-х: в середине 30-х, когда ей было только четырнадцать лет: бунтаркой она сбежала из родного дома в Коста-Рике, где её высмеивали за ношение мужских брюк. Сбежала, чтобы пропасть в грязном и пьяном Мехико. Если вы когда-нибудь видели раннее мексиканское кино, то можете представить в какой смутный и нищий город попала девочка, где родители порой не в силах прокормить своих детей, оставляли их в толпе на рынке, и ребёнок был вынужден подаваться в малолетнюю уличную банду, чтобы добывать пропитание. Но Чавела на хлеб зарабатывала песнями: пела на улицах, в дешёвых кабаре – везде, где придётся, где подавали хоть песо. Эта трудная бездомная жизнь научила её пить текилу, поэтому к тридцати годам, поднявшись, наконец, из питейных в звукозаписывающую студию, Чавела Варгас была уже профессиональной пропойцей.
Но говорят, что текила и сигаретный дым добавили её голосу только рельефности и харизмы, опустив тембр до контральто и привнеся страдальческую хрипоту: вот что-что, а хрипеть, рычать, шипеть – это Варгас мастер. От этого её песни становились ещё более страстными и взрывными. И здесь тоже можно вспомнить Дитрих, низкий чарующий голос которой, по мнению Хемингуэя, мог разбить сердце. Всё-таки пищащие женщины не так убедительны и таинственны. Действительно, женщины, пьяные в стельку и палящие из ружья во все стороны – а так, между прочим, и было, по словам самой Варгас – более привлекательны! Это, конечно, сарказм. А знаете, по кому палила молодая певица? По животным и духам, которые по ночам окружали её дом.
В детстве Варгас болела полиомиелитом и чуть не ослепла, и всем рассказывала красивую легенду, как была вылечена шаманами, но жизнь, по-видимому, певица ценить не стала, так как до белой горячки прикладывалась к бутылке, а однажды даже выпрыгнула из окна, потому как была оставлена своей любовницей – отсюда и хромота на одну ногу, как у дьявола.
Вообще-то Чавела утверждала, что совершенно не запятнана близостью с мужчиной, и заявляла: «Я не посещала курсы лесбиянок. Никто не учил меня быть такой. Я была такой рождена, с самого того момента, когда я открыла глаза в этом мире. Я никогда не была в постели с мужчиной. Никогда. Вот такая я вот чистая, меня не в чем обвинять. Мои боги сделали меня такой, какая я есть».
Эту любовь к женщинам она вкладывает в свои песни в стиле ранчера. Она считается звездой ранчера: жанра фольклорной латиноамериканской музыки с жадными до любви текстами, жанра, кстати говоря, традиционно мужского. Кстати, Варгас могла похвастаться даже тем, что однажды, приставив дуло своего любимого пистолета к головке прелестной девушке, она украла её для любовных игр – смелая!.. хотя, возможно, это лишь миф собственной выдумки, но, согласитесь, очень даже пикантен.
В начале 60-х она записывает первые пластинки и превращается в «женщину в красном пончо» (La Mujer del Poncho Rojo): дебютным сольным альбомом в 1961-м году становится альбом «Богемные ночи» (“Noche Bohemia”) – название по-настоящему бодлеровское. Его выпуску помогает мексиканская звезда ранчера – певец и композитор Жозе Альфредо Жименес. Обложки пластинок Чавалы Варгас также не были скромны, как и её песни: на них она обычно представала в образе импозантного мужчины-соблазнителя. Эпатаж был в ней отдельным органом, наряду с печенью и сердцем.
К ней приходит слава. Варгас становится вхожа в творческие и интеллигентные круги Мехико: в частности, она общалась с Луисом Эчеверриа, который в 70-х станет президентом страны, а также с художниками Фридой Кало и её мужем Диего Ривера. Своё впечатление от первой встречи с другой великой и талантливой женщиной того времени она описывает так: «Когда я увидела её (Фриды – прим. Stavrogina) лицо, было ощущение, что она из другого мира… Я почувствовала, что смогу любить это существо самой чистой любовью в мире». Кстати, Фрида тоже имела привычку эпатировать общественность, выходя на публику в мужских костюмах, как и Чавела Варгас. Забегая вперёд, стоит сказать, что именно Чавела запишет саундтрек к биографическому фильму «Фрида», где главную роль исполнит Сальма Хайек. И эта композиция “La Llorona” или «Плачущая женщина» станет настоящим хитом её репертуара.
А пока, возвращаясь в обратно в 50-е и 60-е, можно даже предположить, что Чавела и Фрида состояли в сексуальной связи – но это лишь на уровне слухов, хотя, с другой стороны, вполне правдоподобно, так как людей одарённых, если не отталкивает друг от друга, то безумно сильно тянет: вспомним известные гомосексуальных союзы только ХХ века: Сальвадор Дали и Гарсиа Лорка, Жан Кокто и Жан Марен, Марина Цветаева и София Парнок, Доминик Дольче и Стефано Габбана и много-много других. Чавела и Фрида черпали друг в друге вдохновение. Фрида умирает в 1954-м году, женщиной прикованной к постели, после долгих лет мучений от повреждённого позвоночника. Чавела прожила в «голубом доме» Фриды и Диего до самой смерти художницы – так что встретились они очень поздно…
В конце 70-х уже успешная певица уходит в долгий запой, исчезая со сцены, записав к тому времени около 30-и альбомов – внезапная преждевременная алкогольная пенсия, сознательный медленный суицид. Позже на вопрос журналистов, жалеет ли она о «пропитом времени», она отвечала: «Это была я, и я жила». Слабость ли это? Скорее плата за талант, ведь многие талантливые люди отплатились тяжелейшими пороками или болезнями за свой гений – равновесие.
Варгас исчезла с официальной сцены, но вернулась обратно в маргинальные кабаре, как прежде в начале своей карьеры, выступая для проституток и опустившихся мужчин, частенько пела в гей-клубах того времени и заработала уважение гомосексуалистов. Позже, в 2000-м году она вспоминала: «В пятницу я купила новую машину, а в понедельник у меня ничего уже не было; я напивалась и шла петь на улицы, и опаздывала на свои выступления. Я всё время пила текилу. Я пропила всё, что у меня было. Поэтому у меня ничего не осталось от того времени».
Но в 1991-м году со дна её вытащил испанский кинорежиссёр Педро Альмодовар, предложив записать саундтрек и к его новому фильму «Высокие каблуки» (“Tacones Lejanosin”). На самом деле, ещё с 90-го года он пытался наладить жизнь Варгас, отучить её от бутылки; она переезжает на родину Альмодавара – в Испанию, где, к слову, всегда считалась личностью культовой, доказательством чему служат улицы, названные её именем. В 1993-м Варгас записывает новый студийный материал и вновь начинает выступать: свой первый концерт в Мадриде после стольких лет прозябания в барах певица открыла словами: «Если ты любишь что-то, то должен делать это всю ночь напролёт», – эта мексиканская ярая кровь совершенно не была склонна к умеренности и компромиссам – только крайности: из бедняцкого пьянства к славе и восхищению, и обратно, и снова назад, но в то время как в Европе и США с 60-х по 80-е от алкоголя и наркотиков модели, актрисы, певицы и художницы умирали одна за другой, не дожив и до 30-и, Варгас оказалась крепким орешком и живёт по сей день.
В 2000-м году в Мехико Чавела Варгас собрала 20-и-тысячную орду поклонников и отыграла блестящий концерт.
В 2002 –м она исполнила роль смерти в фильме «Фрида», спев традиционную песню “La Llorona”. В фильм также была включена её композиция «Чёрный голубь» ("Paloma Negra"). На этом её актёрская карьера не закончилась, она снималась у Альмодовара и Гонсалеса: неудивительно, что режиссёры любили её в кадре – фактурная, сильная, загорелая, украшенная доколумбовскими аксессуарами. Существуют такие женщины, которым говорить даже иногда не обязательно – например, Анита Экберг, которую Феллини снимал практически без слов: чистая красота. Но Варгас, конечно, говорила много, особенно о своей нетрадиционной ориентации, став настоящей иконой для лесбиянок Латинской Америки.
В 2002 году в Испании вышла книга воспоминаний Чавелы Варгас « И если вы хотите знать о моём прошлом» (“Y si quieres saber de mi pasado”, издательство Aguilar, Мадрид), мгновенно вошедшая в список бестселлеров. CD, DVD и видео со студийными и концертными записями певицы изданы миллионными тиражами крупнейшими мировыми студиями звукозаписи (Warner Music, Sony Int’l, Orfeon Records, Atlantic, Tropical Music, Wea International, Sum Records Brasil и др.)
В 2003-м, когда Варгас было уже 83-и года, состоялось дебютное выступление певицы в Карнеги-Холле в Нью-Йорке, публике её представила Сальма Хайек, исполнившая главную партию в фильме Джулии Таймор «Фрида». Варгас оставалась энергичной и острой: «Я подруга жизни, в мои 80 жизнь говорит мне вести себя как женщине, а не как старой женщине». Эти жизнелюбивые старухи иногда современнее и ярче молодых: например, Диана Вриленд, дама не менее колоритная, чем Варгас, оставалась на посту главного редактора модного журнала “Vogue” до 63-х лет, Лиля Брик до своей смерти в 86 лет собирала творческие салоны, Майя Плисецкая – живая легенда – пишет книги, Вивьен Вествуд в свои 68-м показывает на подиумах по-прежнему сумасшедшие, выразительные и ультраэффектные коллекции. Поэтому, думаю, Чавела Варгас пока не собирается уходить в отставку и складывать полномочия звезды ранчера.
В 2004-м мексиканская певица записала пока последнюю на сегодняшний день пластинку (их уже скопилось больше 80-и). Вот как – оказывается, революционеры тоже могут жить долго.
О жизни и судьбе Чавелы Варгас снято несколько документальных фильмов.
Имя Чавелы Варгас часто связывают с развитием в испаноязычном мире движения за права женщин. Певица всегда открыто заявляла о своей нетрадиционой сексуальной ориентации, что неоднократно становилось поводом для громких скандалов.
В городе Бургос (древняя столица Испании, провинция Кастилия и Леон) именем Чавелы Варгас названа улица.
Умерла 5 августа 2012 года в мексиканском городе Куэрнавака в возрасте 93 лет.
www.latindex.ru .
Автор: Stavrogina