Впервые он появился на экране в 1971 году в небольшом эпизоде в фильме «Перевод с английского». Ко времени окончания школы успел сняться в десяти фильмах, причем в трех из них ("Совсем пропащий", «Весенние перевертыши», «Все дело в брате») сыграл главные роли.
Затем поступил в Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского (РАТИ) (руководитель мастерской О.Я.Ремез). Еще будучи студентом Роман уже играл в Московском театре им. Вл. Маяковского у Андрея Александровича Гончарова в сказке «Иван-царевич».
В 1984 году окончил ГИТИС и был зачислен в штат театра имени Маяковского.
Ныне — свободный художник.
В 1985–1987 гг. проходил службу в ракетно-космических войсках в районе Кубинки.
Семейное положение: жена Наталья, сын Роман.
Роман Мадянов много снимается, на его счету роли в таких фильмах и сериалах, как «Гражданин начальник» и «Штрафбат» Н.Досталя, «Жизнь забавами полна» П.Тодоровского, «Участок» А.Баранова, «Дети Арбата» А.Эшпая, «Солдаты» С.Арланова, «Дело о мертвых душах» П.Лунгина, «Охота на изюбря» А.Карпыкова, «В круге первом» Г.Панфилова.
Детство
22 июля 1962 года в подмосковном Дедовске Истринского района в высокообразованной семье Мадяновых родился сын - Мадянов Роман Сергеевич. Отец Ромы, Сергей Вениаминович Мадянов, работал редактором на телевидении, а мать, Антонина Михайловна Мадянова, - библиотекарем. Кстати, Роман не единственный ребенок в семье - его брат, Вадим Сергеевич Мадянов, старше Романа на два с половиной года. Конечно же, родители много дали мальчикам в плане воспитания и культуры, что не могло в какой-то степени не предопределить дальнейшую судьбу братьев. Роман стал актером театра и кино, а Вадим Мадянов - драматическим актером и режиссером (играл детские роли в 70-х, поставил картины «Коля, Зина и Каедза» и «Династия»). Но это все было после, а в то время братья росли бойкими и крепкими сорванцами: не упускали возможности поозорничать и в обиду себя не давали. Конечно же, такой боевой характер мальчишки унаследовали от своих казачьих предков: дедушка, бабушка и все родственники по отцовской линии были уральские казаки.
Детское кино
В 9 лет жизнь Романа и вся его судьба изменились – он начал сниматься в кино. Впервые он появился на экране в 1971 году в небольшом эпизоде в фильме «Перевод с английского». Вторая роль была уже главной: сорванец Гекльберри Финн в картине Георгия Данелии «Совсем пропащий» (по мотивам романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»). А случилось это так…
В то время отец Ромы работал режиссером на центральном телевидении, в творческом объединении «Экран». Однажды он забрал сыновей с собой на работу, на съемки. В один из дней отец работал в обычной московской школе. Братья привычно носились c другими ребятами по коридорам, когда Романа поймала ассистент режиссера киностудии «Мосфильм»… и отвела на кинопробы к Георгию Данелии. Через две недели Роман уже ехал на поезде в Прибалтику — сниматься. А его партнерами по фильму были прославленные артисты — Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Владимир Басов, Ирина Скобцева и др.
До 10–го класса Роман уже снялся в десяти фильмах, причем у юного актера были три главные роли в картинах «Совсем пропащий», «Весенние перевертыши», «Все дело в брате».
Учебе, конечно, это мешало, было много пропусков. По месяцу-два Роман ходил в школы Еревана, Ялты, Севастополя, а когда приезжал со съемок, - персонально занимался с учителями, которых оплачивал «Мосфильм»: закон об обязательном среднем образовании соблюдался неукоснительно и приходилось наверстывать программу целыми разделами и сдавать педагогам сразу несколько тем. Благо память, натренированная зубрежкой ролей, была хорошая. Так Роман залпом все и запоминал — и физику, и математику.
ГИТИС
К моменту окончания школы Роман уже твердо знал, что будет поступать в театральный. Почему не ВГИК? На выбор ВУЗа повлиял отец, которого Роман Мадянов считает своим первым учителем. Казалось бы, абитуриента с таким опытом актерской работы ВУЗ должны был встретить с распростертыми объятиями. Ничего подобного. Первый год Роман не поступил, ведь у театра всегда было предвзятое отношение к кинематографу. А узнали его сразу, так что богатое кинематографическое прошлое скорее мешало абитуриенту, чем помогало.
Тем не менее, Роман не сдавался и мечты о театре не оставлял. И его целеустремленность привела к тому, что уже на следующий год он стал студентом Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Руководитель курса, Оскар Яковлевич Ремез, выказал опасения, что молодой актер будет продолжать сниматься в кино, так что пришлось Роману давать расписку с обещанием до третьего курса не нарушать учебный процесс.
Пожалуй, у каждого актера есть роль (или роли), которую он мечтал бы сыграть. У кого-то, к примеру, это Гамлет. Для Романа это была роль Швейка. Эту мечту он высказал еще в институте и руководитель курса, имея инсценировку «Швейка», решил эту мечту осуществить. Постановщиком мюзикла был непосредственно сам Ремез, а режиссером — Олег Львович Кудряшов. Во втором дипломном спектакле — «Блондинка» режиссера Камы Гинкаса — Роман сыграл роль Филимонова. Оба спектакля стали самыми яркими событиями того сезона.
Уже на последних курсах, еще будучи студеном, Роман уже начал играть в Московском театре им. Владимира Маяковского у Андрея Александровича Гончарова в сказке «Иван-царевич». А после успешного окончания ГИТИСа в 1984 году сразу был зачислен в штат театра.
Армия
Вскоре после этого в 1985 году Роман был призван в ряды Советской Армии и в течение полутора лет проходил службу в ракетно-космических войсках в районе Кубинки Одинцовского района. Первый период адаптации был тяжелый, но потом Роман быстро освоился. Тем более, что он и его сослуживцы призывались группой в двадцать человек, из которых восемнадцать имели высшее образование, причем из всей команды Роман был самым младшим.
Как вспоминает актер, он был не очень дисциплинированным солдатом - довелось ему и на гауптвахте посидеть. Именно это послужило причиной тому, что он ушел на гражданку в звании ефрейтора, хотя ему прочили как минимум сержантские, если не старшинские погоны. Впрочем, сам он большого значения этому не придает.
Театр
Отслужив, Роман вернулся в театр им. Маяковского, который действительно стал для артиста домом, где он проработал больше двадцати лет и сделал около тридцати работ. Среди них: «В кольце тишины» (Грибов), «Закат» (Левка), «Горбун» (Онек), «Банкрот» (Подхалюзин), «Дети Ванюшина» (Ванюшин), «Наливные яблоки, или Правда — хорошо…» (Сила Ерофеич, Зазывала), «Валенсианские безумцы» (Мартин), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Клавдий), «Жертва века» (Дергачев), «Театральный романс» (Яблоков), «Иван-царевич» (Царь Агей, Иван-царевич), «Блондинка» (Филимонов), «Подземный переход» (Сайка), «Ящерица» (Красноречивый), «Агент 00» (Начтех), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы...» (Клавдий), «Да здравствует королева, виват!» (Де Квадра), «Входит свободный человек» (Харри).
В театре Роман Мадянов стал одним из ведущих актеров. Работы шли одна за другой, и актер с вдохновением отдавал себя им. В настоящее же время из-за нехватки времени в силу большой востребованности в киноиндустрии пришлось уйти на разовые спектакли. Так что теперь он, можно сказать, пребывает в статусе «свободного художника», работает по контракту с рядом московских антреприз и независимых театральных агентств.
Кино
Вследствие большой театральной загруженности Роман долгий период времени практически не снимался в кино. Возвращение на экран состоялось в 1989 году. Неожиданно раздался телефонный звонок с приглашением на кинопробу в картину Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция кооперация». Утвердили, как говориться, сходу. С тех пор Роман Мадянов сыграл еще около 70 больших и маленьких ролей, в том числе в таких фильмах и сериалах, как «Игра на миллионы» (Г.Байсак, 1991), «Гражданин начальник» (Н.Досталь, 2001), «Жизнь забавами полна» (П.Тодоровский, 2002), «Участок» (А.Баранов, 2003), «Штрафбат» (Н.Досталь, 2004), «Дети Арбата» (А.Эшпай, 2004), «Солдаты» (С.Арланов, 2004-2005), «Карусель» (В.Никифоров, 2005), «Дело о мертвых душах» (П.Лунгин), «Охота на изюбря» (А.Карпыков, 2005) и др.
Одной из самых ярких ролей Романа Мадянова в кино стала роль прокурора Анциферова в нашумевшем телесериале «Гражданин начальник». Личность, мягко говоря, малосимпатичная… да и вообще, Мадянову часто приходится играть разных пижонов, проходимцев и гадов, но роли получаются яркими, персонажи запоминающимися вследствие того, что актер по большей части выступает адвокатом собственных ролей. Главное для Мадянова - каждый образ понять и прочувствовать.
Образ главы МГБ Абакумова в сериале «В круге первом» был рожден Романом Мадяновым в прямом смысле этого слова. Ни портретного сходства, ни физического (Абакумов был двухметрового роста) у актера с главой МГБ не было, поэтому нужно было играть не человека, а роль личности в истории.
Снимался Роман Мадянов у Никиты Сергеевича Михалкова в "Двенадцати разгневанных мужчинах". Как вспоминает сам актер: «Это как провидение. Господь свел. Такие приглашения бывают редко. Я очень хотел поработать у Никиты Сергеевича, мне грех жаловаться. Я работал с Данелией, Гайдаем... И вдруг - как снег на голову. Позвонили в начале декабря. У меня перехватило дух. Для актера это счастье - заниматься любимой профессией с мастером уровня Михалкова, он может поставить более сложные задачи, чем ты себе вообразить сможешь. Хотя это и безумно тяжело». Герой Романа Мадянова - один из рассерженных мужчин, один из присяжных. В фильме они все по номерам и Мадянов - номер шесть. Нет ни главных, ни второстепенных героев.
Солдаты
- Ой, смотрите, Колобок идет. Настоя-я-ящий!!! – именно в роли подполковника Колобкова из сериала «Солдаты» многие россияне знают актера Романа Мадянова. За две части сериала Роману Сергеевичу удалось создать неповторимый образ настоящего замполита. И это только сам актер называет эту роль слишком скучной и неинтересной, - но откреститься от всенародно любимого Колобка Роману Мадянову так и не удалось. Уже в шестых «Солдатах» Романа все-таки уговорили играть Колобкова и дальше, к тому же в картину вернулись все актеры из первой и второй части, а у Романа Мадянова с ними сложились хорошие отношения, особенно с Борисом Щербаковым, его партнером и по театру.
Личная жизнь
Еще в Московском театре имени Владимира Маяковского Роман Мадянов встретил свою вторую половину – Наталью и в 1992 году у них состоялась свадьба, а уже 7 января 1993 года в молодой семье произошло радостное событие — родился сын Рома.
Сейчас Роману Романовичу 17 лет. Целыми днями, как и большинство других мальчишек, просиживает за компьютером. Но, в отличие от других, Рома уже снялся в одном из фильмов, правда, ему довелось сыграть пока лишь эпизодическую роль.