Будущий "Барон крови" и "Певец мутаций", как его часто называли в прессе, родился в Канаде, в семье журналиста и пианистки, и рано раскрыл в себе таланты, унаследованные от обоих родителей. Уже в школе Дэвид начал писать и публиковать рассказы и сносно играть на классической гитаре. Получив специальность филолога в Универститете Торонто, Кроненберг пришел на телевидение, где за шесть лет сделал около десятка сольных проектов. В 32 года он снимает первый кинофильм, и вскоре завоевывает популярность у любителей авангарда и ужасов. Но чем дальше, тем сильнее Кроненберг отходит от чисто жанрового кино. Даже по ранним работам видно, что режиссера с самого начала карьеры привлекали вопросы влияния физических отклонений человека на его моральный и духовный облик.
Последние картины Кроненберга едва ли можно вообще отнести к жанру ужасов, если не считать некоторых анатомических сцен, ставших неизменной составляющей почерка режиссера. Эти ленты - скорее исследование. Всегда ли уродство тела первично? Или человек по собственной воле делает себя уродом, сращивая свой организм то с видеомагнитофоном ("Видеодром" ) , то с насекомым ("Муха" ), то с автомобилем ("Автокатастрофа" ), то с компьютером ("Экзистенция" )? И что толкает человека на подобный шаг? Обстоятельства, неизбежность, любопытство или дремлющая в каждом врожденная извращенность? В отличие от обычных "кошмариков", в которых авторы, как правило, с самоиронией относятся к материалу и не вкладывают в него глубоких (а бывает, даже и мелких) идей, у канадского режиссера все очень серьезно.
Он практически не позволяет усомниться в том, что тот абсурдный мир, который мы видим в его фильмах, совершенно реален. Да и где она вообще, настоящая реальность? В последнее время, с ошеломляющим развитием компьютерных технологий, этот вопрос стал особенно актуален. Кронеберг начал исследовать его уже 1983 году в "Видеодроме", продолжил в "Голом завтраке", а затем развил свою мысль в "Экзистенции". Последний фильм, кстати, во многом предвосхитил нашумевшую ленту братьев Вачовски "Матрица", но в силу концептуальности подачи материала и меньшей раскрутки сильно уступил ей по кассовым сборам и популярности. А зря! Если смотреть "Матрицу" после "Экзистенции", она кажется не больше чем красивым клипом...