Детство
Игорь Кваша родился в 1933 году в Москве. Отец – Кваша Владимир Ильич, доктор химических наук, заведующий кафедрой Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева. Мать – Кваша Дора Захаровна, сурдопедагог и дефектолог. Супруга – Путиевская Татьяна Семеновна, врач. Сын – Кваша Владимир Игоревич, по образованию врач, но в настоящее время занимается бизнесом, увлекается реставрацией машин. Внуки: Настя и Миша.
Спустя девять лет началась Великая Отечественная война. Семью в 1941 году эвакуировали в Сибирь. Отец отправился защищать страну. С войны он не вернулся - погиб в 1943-м под Ленинградом… Мама всю жизнь проработала в школах для умственно отсталых детей.
Вернувшись в Москву, Игорь Кваша стал ходить в школу на Арбате, в Доме пионеров посещал театральную студию (оттуда же вышли Ролан Быков и Владимир Андреев)
В 1951 году после школы поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко, которую окончил в 1955 году. После этого в течении двух лет играл на сцене МХАТа им. М. Горького.
Ведущий актер «Современника»
В 1957 году Квашу пригласили в создававшийся театр «Современник». Вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым они стали основателями театра. В «Современнике» Игорь Кваша работает и по сей день. Своей блистательной игрой, интуитивным, подсознательным чувством каждой роли он очень быстро покорил зрителей. При этом и сам актер к зрителям всегда относился и продолжает относится с открытостью и глубокой неподдельной любовью. Все спектакли с его участием смотрятся на одном дыхании. Восторженные зрители нередко даже прерывают реплики актера аплодисментами.
За долгие годы актер сыграл в огромном количестве спектаклей, наверное, процентах в 70 от репертуара театра.
Пробовал он себя и в качестве режиссера. Им были поставлены: «Кабала святош» (1981) и «Дни Турбиных» (1984) Михаила Булгакова, «Кот домашний средней пушистости» Войновича и Горина (1990), «Балалайкин и Ко» Салтыкова-Щедрина (2001). В 2008 году Игорь Кваша снова выступил как режиссер в поэтическом спектакле «А вам не хотится ль Под ручку пройтиться?..»
На сегодняшний день Игорь Владимирович Кваша - ведущий актер «Современника». В его театральном репертуаре - Гаев в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Рассказчик в «Балалайкин и К°» М.Е.Салтыкова-Щедрина, Папаша Карамазов в спектакле «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, Фальстаф в «Виндзорских насмешницах» Уильяма Шекспира, Лестер в спектакле «Играем... Шиллера!» (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт»), Пьетро в «Титуле» Александра Галина, Саймон в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа, Степан Верховенский в «Бесах» Ф.М. Достоевского.
Работа в кино
Не меньшую популярность принесли Игорю Кваше и кинороли, хотя сам он считает себя более театральным актером, нежели актером кино. Игорь Владимирович говорит: «Театр у меня всегда был на первом месте. Меня довольно часто приглашали на пробы, но я отказывался - считал, что кино может помешать моей работе в театре».
Дебютировал он в 1961 году ролью бойца Сени в военной драме Ильи Гурина «В трудный час». А первой большой работой актера стала роль молодого Карла Маркса в фильме Григория Рошаля «Год как жизнь». Игорь Владимирович признается, что играл эту роль с интересом: «Это был человек незаурядный, из тех, кто миры переворачивает. Он и перевернул мир». В дальнейшем режиссеры не раз приглашали Квашу на роль Маркса.
Замечательными работами актер отметился в 70-е и 80-е годы. Именно тогда на экраны вышли: комедия «Соломенная шляпка», спортивная драма «Жребий», мелодрама «Просто Саша», приключенческий детектив «Сыщик», кинопритча «Тот самый Мюнгхаузен», сказка «Сказки старого волшебника», комедия «Человек с бульвара Капуцинов». И везде его герои были разными, неповторимыми. Все они имели свое лицо, свой характер, свою судьбу. Они удивляли и раздражали, заставляли сочувствовать и ненавидеть…
Сам актер своей лучшей работой в кино считает роль Сталина в фильме Юрия Сорокина о Максиме Горьком «Под знаком Скорпиона», вышедшем на экраны в 1995 году. «Наверное, это единственная моя работа, на которую я могу смотреть со стороны, как будто это не я на экране», - признается Игорь Владимирович.
Работа на радио
1970-1986 гг. – Цикл поэтических передач;
1987-1988 гг. – М.Булгаков «Белая гвардия, радиозапись романа;
1989-1990 гг. – Б.Пастернак «Доктор Живаго», радиозапись романа.
С огромным удовольствием Игорь Владимирович вспоминает свою работу на радио. Кваше на радио предлагали хорошие материалы, он не читал к праздникам патриотические стихи, а имел возможность выбрать произведения по душе. Любимый автор актера – А.С. Пушкин. Какое наслаждение доставляло Кваше чтение «Пиковой дамы»... Еще удавалось исполнить такие замечательные произведения, как «Облако в штанах» В.
Маяковского, «Двенадцать» А. Блока, многое из М.Ю. Лермонтова, Г. Мопассана. И все это было сделано между репетициями спектаклей, так как молодость – это особая пора, когда можно успеть воплотить в реальность массу вещей, мечтать по ночам и работать над новыми идеями. Известный цикл поэтических передач, сделанных Игорем Квашой, – это еще и радиозапись романов «Белая гвардия» М. Булгакова и «Доктор Живаго» Б. Пастернака.
Работа на телевидении. «Жди меня»
В последнее время талантливый актер выступает и в роли ведущего замечательной программы Первого канала «Жди меня». Сам Игорь Владимирович признается, что попал он туда случайно. Но, думается, есть все же какое-то провидение, что именно такой открытый, душевный человек стал ведущим этой передачи.
К чужому горю Игорь Владимирович относится с неподдельным переживанием и искренностью, пропуская через свое сердце невероятное количество трагедий и драм совершенно посторонних ему людей. Остается только удивляться, сколько сил, мужества, терпения и любви надо иметь, чтобы найти именно те единственные слова, способные успокоить рыдающих близких вновь обретших друг друга, благодаря стараниям команды «Жди меня».
Семья. Многогранность таланта
Жена Игоря Владимировича Татьяна Семёновна - по профессии врач. По ее стопам пошел и сын. Однако затем, из-за финансовых трудностей сын оставил профессию врача и занялся бизнесом.
Игорь Владимирович – многогранный человек. На одной из вечеринок у скульптора Геннадия Распопова у Кваши обнаружился талант художника. В тот вечер Кваша взял в руки кисть и нарисовал масляными красками портрет самого скульптора. Результат удивил многих. В итоге картина Кваши заняла первое место. Уже позже близкий друг и художник Лев Збарский предложил Игорю Владимировичу сделать вместо него буклет о Ефремове, который готовило к выпуску бюро кинопропаганды. Самому Збарскому было некогда заниматься этой работой, и в результате появился буклет, который впоследствии занял в этом самом бюро первое место. В нем так и значилось: «художник И. Кваша».
Еще в институтские годы Игорь Владимирович начал занимался конным спортом, получил 2-й разряд. Любовь к лошадям привил ему отец, и умение обращаться с ними зачастую помогало во время съемок. В «Преждевременном человеке» и в «Человеке с бульвара Капуцинов» не дублер, а сам Кваша ездит верхом на лошади.
Игорь Владимирович увлекался еще футболом, хоккеем, теннисом, поэтому его хорошие отношения со спортом очень часто помогали блестяще исполнить роль.
Скончался Народный артист России в Москве, на 80-м году жизни в реанимации московской больницы. У него были проблемы с бронхами, вначале думали, что это из-за пристрастия Кваши к сигаретам. Накануне ему сделали операцию.