Окончил ВГИК, театральное училище имени Б.В. Щукина, работал в Театре на Таганке, Рязанском драмтеатре. Член Союза кинематографистов России, награжден значком почётного работника органов внутренних дел (за работу в фильме «Рожденной революцией») .
Валерий Павлович ушёл из жизни 1 марта 2009 года на 68-м году жизни в Москве.
Из воспоминаний Петра Аркадьева:
Во ВГИКе Валерий учился Михаила Ромма на одном курсе с Шукшиным и Тарковским, в Театре на Таганке играл в одних спектаклях с Высоцким (причем, он играл Пугачева, а Высоцкий – Хлопушу), снялся в 50-ти фильмах и многое снял сам, как оператор и режиссер. Потому что Валерий Беляков прекрасно владеет и этими кинематографическими профессиями, а также акробатикой, борьбой самбо и каскадерским ремеслом.
Будучи человеком многогранных интересов, он, поработав на Таганке, пошел на телевидение, и тут же на Шабаловке ему поручили сделать программу по стихам поэтов войны. Валерий позвал своих ребят с Таганки, начали репетировать, и когда в их компании появился Владимир Высоцкий, все стихи были уже распределены. Но Высоцкого Беляков очень хотел видеть в своей программе и предложил Владимиру спеть какую-нибудь песню. Тот принес тогда еще никому не известную «На братских могилах». Можно представить, как песня подняла тонус всей передачи! Возникла идея сделать продолжение этого цикла, был готов сценарий, но имя Высоцкого уже оказалось в опальных списках и передачу не разрешили.
Зритель наверняка помнит многие роли Белякова в кино. Это и молодой врач в картине «Три дня Виктора Чернышова», который был тем положительным полюсом, к которому мог прибиться парень, еще не выбравший себе еще ориентиры в жизни, и способный художник в «Возвращении Святого Луки», который пустил свой талант на то, чтобы делать копии с картин больших мастеров, и тренер по самбо в одной из серий «Рожденной революцией» – человек с двойной моралью: в перерывах между воспитанием спортивной смены он грабил сберкассы.
В кино Беляков много «каскадерил»: В «Сыщике» его бил Химичев, в «Тайне виллы Грета» он бил Збруева, да и поставил немало драк, снискав себе уважение профессионалов. Когда один из актеров спросил, кто его будет бить в кадре и ему сказали, что вызвали на эту сцену Белякова, он ответил: «О, тогда я спокоен».
Он работал в Центральном Доме работников искусства, обоих своих сыновей воспитал кинооператорами. В 1993 году снялся в детективном сериале «Западня» по роману Анны Малышевой сыграл одну из главных ролей – майора милиции Балакирева, ведущего расследование ряда идентичных преступлений. Партнерами Валерия Павловича тут стали более молодые коллеги Михаил Бекоровайный, Вячеслав Филиппов, Дмитрий Набатов, Владимир Шихов. Валерий создал образ честного, решительного, убежденного защитника правды, что в нашем кино сегодня становится редкостью.