Сорокин Константин Николаевич родился в Петербурге.
Окончил фабрично-заводское училище ленинградского завода "Красный судостроитель".
В 1930 году окончил театральную студию Н. Н. Ходотова.
До 1933 г. – актер в театрах Пскова, Новгорода, Архангельска, Вологды.
В 1933 – 1942 гг. актер Ленинградского мюзик-холла и театра миниатюр,
с 1942 г. – Театра-студии киноактера.
В кино с 1935 года (первая роль — Парамошка в фильме «Дубровский»). Сорокин - актёр яркого и сочного комедийного дарования. В самых гротесковых и сатирических ситуациях он умел оставаться глубоко достоверным. Сыграл в кино большое количество острохарактерных, чаще всего эпизодических ролей.
Ушел из жизни 17 мая 1981 года.
Детство. Юность
Сорокин Константин Николаевич – народный артист РСФСР (1966), советский актер, родился 3 сентября 1908 года в Петербурге. Его отец Николай Никонорович работал за Нарвской заставой на Чугунно-Литейном заводе литейщиком по чугуну, а мать, Софья Михайловна, была домохозяйкой. В семье Сорокиных Костя был вторым ребенком, в 1903 у них родился первенец – Николай. Семья жила за Нарвской заставой на Елизаветинской улице.
В 1916 году Костя пошел учиться в начальную школу, но случилась Октябрьская Революция, и в 1918 году школу закрыли. Внезапно в 1922 году отец заболел сыпным тифом и умер: семья осталась в тяжелом положении, и Константин уехал учиться в Трудовую колонию в город Слуцк. Там будущий артист наряду с общим образованием одновременно получил специальность ученика слесаря.
В 1924 году в больнице Ленинграда умерла его мама, но юноша не пал духом и решил стать литейщиком по чугуну, как отец. Константин поступил на фабрично – заводское обучение в «Красном судостроителе» в Ленинграде. Параллельно с учебой он занимался в драмкружке завода. Именно там он почувствовал свое влечение к актерскому искусству.
Талантливый парень произвел впечатление на рабочих, и в 1926 году общественность завода отправила Сорокина учиться в Драматическую студию заслуженного артиста Республики Н.Н.Ходотова.
В 1928 году Константин Сорокин встретил и полюбил 16-летнюю девушку по имени Катя. В том же году он женился на Екатерине Ивановне Леонтьевой (1912 - 1974). Вместе они проживут 43 года.
Провинциальные театры
Хотя студентом Сорокину удалось поиграть на сцене почтенной Александринки в спектаклях с участием знаменитого Остужева, но зацепиться в старейшем русском театре он не смог. В 1929 году после окончания студии, получив специальность драматического актера, Константин решил получить практику в провинции. В течение 4–х лет актер сезонно на договорах служил в театрах Пскова, Новогорода, Череповца, Архангельска, Вологды и др. Четыре года, уподобившись бродячим актерам из пьес Островского, Сорокин скитался по провинции и переиграл за это время аж 150 ролей. То была и крепкая школа мастерства, и одновременно лицей профессионального авантюризма.
В 30-е годы Константин Николаевич работал в Ленинградских театрах: Комедии, Мюзик-Холле, в театре Миниатюр.
В 1935 году состоялся дебют Сорокина в кино: роль псаря Парамошки в фильме Александра Ивановского «Дубровский».
В 1938 году в семье Сорокиных родилась дочь Наташа.
Война. Эвакуация. Кино
В суровые для страны годы войны театр Миниатюр эвакуировали в Ташкент, куда вместе с ним уезжают и Сорокины. В 1942 году театр выехал на гастроли в Алма-Ату, где в то время находилась объединенная киностудия, и Константина Николаевича пригласили в штат студии. Уволившись из театра, артист на долгие времена связал свою жизнь с кино.
В 1944 году Сорокина пригласили на съемки фильма «Близнецы», и семья уехала из Алма-Аты и на постоянное место жительства в Москву. Константин Николаевич активно работал в кино: в год выходит по два, а иногда и три фильма с его участием, а сам актер становился очень популярным. Особенным успехом у зрителей пользовалась роль Ферапонта Ильича, циркового бухгалтера в фильме «Укротительница тигров». Фильмы с участием Сорокина стали классикой советского кино, а его роли показали, что актер способен играть и драму и комедию.
Киноработы
Фильмография Константина Николаевича Сорокина состоит из любимых, незабываемых фильмов. Сорокин - актёр яркого и сочного комедийного дарования. В самых гротесковых и сатирических ситуациях он умел оставаться глубоко достоверным. Он сыграл в кино большое количество острохарактерных, чаще всего эпизодических ролей. Константин Сорокин умел играть не только шалопаев и прохиндеев, но и патентованных мерзавцев.
Зато восхитительный дед Слива из «Стряпухи» – при всей комичности и «прохиндеистости» – получился у артиста фигурой лирической.
Мастер эпизода Константин Сорокин играл в кино вестовых и часовых («Балтийцы», «Человек с ружьем»), спортсменов и священнослужителей («Боксеры», «Первая девушка»), колхозных лодырей и жуликоватых продавцов («Член правительства», «Кубанские казаки»), цирковых бухгалтеров и карусельщиков на подпольной работе («Укротительница тигров», «Новые приключения неуловимых»). Вне своей профессии этот комический артист пренебрегал маской шута. Никогда не прикидывался в жизни «душкой», рубахой-парнем и своим в доску. Предпочитал слыть мудрецом и философом.
При всем том, что Сорокин снялся более чем в 70 фильмах и был виртуозом эпизода, о нем почти нет публикаций в печати, зато коллеги вспоминают Константина Николаевича с большим воодушевлением.
Людмила Хитяева, актриса : «Сорокина все обожали. Он обладал искрометным чувством юмора, умел поддержать любую тему. Словом, был мыслящим человеком – и, кстати, обладателем потрясающей библиотеки. …При всей своей общительности Сорокин не выносил панибратства и умел поставить на место человека, посягнувшего на его индивидуальный суверенитет».
К Сорокину многие тянулись, но его же и опасались: он мог без обиняков врезать в глаза неприятную правду, никаких тормозов у него в этом смысле не было.
Сорокин любил выпить, и все это знали. По словам Нины Николаевны Ургант, он – увы! – всегда пребывал в состоянии алкогольного опьянения. С годами Константин Николаевич нашел способ никого не пугать и не подводить, что можно считать достойным профессиональным подходом к проблеме. Он заранее предупреждал режиссеров, в какой день и на какой срок «уйдет в подполье», и на эти даты назначались съемки эпизодов без его участия.
Последние годы
Хотя Константин Николаевич безумно любил дочь, в 1974 году его отношения с женой были окончательно разрушены, и он не спешил заполнить собственное одиночество иллюзией теплоты новых семейных уз.
Между его последней картиной «Иван и «Коломбина» и смертью в 1981-м лежит пауза в четыре года. В последние годы его не приглашали в кино, да и кино стало уже не тем, в котором он привык работать. Впрочем, даже в отсутствие приглашений артист не позволял себе киснуть и продолжал колесить по стране с творческими вечерами, поскольку страстно любил путешествовать. Сорокин участвовал в концертах, и зрители по-прежнему его узнавали, хоть уже и годы брали свое, и ролей в кино давно не было, но куда бы он не приезжал, его появление на сцене, на улице, в гостинице вызывало у прохожих восторженную улыбку. Улыбку счастья, оттого, что есть с ними рядом любимый актер.
В последние годы одинокому лицедею, не лишенному вредных привычек, жилось довольно безрадостно, невзирая на весь его философский и юмористический потенциал.
Константин Николаевич Сорокин умер 18 мая 1981 года в Москве. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище (129 участок).