Ранние годы
Имя при рождении – Роже Андре Шарль Жорден (Roger André Charles Jordens). Родился в семье Анны и актёра Шарля Жорден, был их вторым сыном. Когда ему было 5 лет, родители развелись, Роже отсался с матерью, но воспитывала его тётя, которую он вспоминал не иначе, как «тётя Жандарм».
Учился неважно, 5 раз его выгоняли из разных колледжей, последний – в Париже. Тогда он уехал жить в Булонь–на–море к матери, которая к тому времени вновь вышла замуж. Но в новой семье прижиться у него не получилось, и он снова уехал в Париж, решив начать самостоятельную жизнь и посвятить себя театру, как его отец (уехавший ради этого на свою родину, в Бельгию). Чтобы выжить и оплачивать театральные курсы, он был вынужден сначала продать один за другим все свои костюмы, а затем подрабатывать рабочим в булочную и курьером в бюро доставки.
После знакомства с актёром труппы «Les Comédiens Circus» и по его приглашению отправился в турне вместе с ними. Карьера в театре задалась не очень, поскольку надо было ещё и петь, а это у него получалось неважно. На тот момент ему было чуть более 16 лет.
После гастролей, отслужив в армии, Роже Дюшен провёл в театре 4 года, побывав с гастролями даже в Египте. И, наконец, его взгляд обратился на кино, о котором в ту пору начали много говорить.
Карьера в кино
Первый фильм с его участием – «К пропасти» (1934), снимался в Германии и Югославии. Именно тогда Роже взял себе сценический псевдоним Дюшен.
Молодой брюнет атлетического сложения, не очень заметного таланта, но с привлекательной внешностью, Роже активно снимался первые 10 лет. Его можно было увидеть в «Големе» режиссёра Дювивье (1935) или в «Тарасе Бульбе» Грановского (1936).
С 1934 по 1957 гг. снялся в более 30 фильмах, но наиболее запомнился публике по главной роли в фильме «Боб–прожигатель» (1956) Мельвилля. Среди других известных фильмов с его участием: «Роман обманщика» (1936), «Женская тюрьма» (1938) и Гибралтар / Сети шпионажа» (1938).
Когда началась Вторая мировая война, Роже был призван в армию осенью 1939 года и был отправлен простым солдатом на запад Франции. Но уже в августе 1940 года солдат распустили по домам. Играл в театре в Париже и в провинции, продолжал и кинокарьеру.
В 1944 году актёр скрывался в Париже и 27 сентября 1944 г. был арестован по обвинению в работе на Гестапо. Этот факт здорово подпортил ему карьеру, в результате чего он появился на экранах только уже в 1956 году, но серьёзного продолжения карьеры так и не получилось. Несмотря на официальное оправдание, в киношной среде ему этого так и не простили, и многие роли, написанные специально под него, исполнили другие актёры. В частности, в «Пассажирке» его роль ушла актёру Жоржу Маршалю, а роль авантюриста Жака Мервеля в фильме «Человек с Ямайки» в конечном итоге сыграл Пьер Брассёр.
Жизнь вне кино
В 1940–е годы Дюшен ушёл из кино и занялся ресторанным бизнесом. У него было своё кабаре на площади Пигаль, где он заведовал культурной программой. Туда заходили как друзья (включая бывшую жену), так и гангстеры и гестаповцы.
Был владельцем магазина галстуков. Затем, остро нуждаясь в деньгах, стал организатором ограбления ювелирного магазина на 800 тысяч франков, после чего 2 года провёл на тюремных нарах.
Роже Дюшен написал несколько книг в жанре романа. Держал автосалон.
Личная жизнь
В 1938 году на съёмках фильма «Сети шпионажа / Гибралтар» с Вивиан Романс в главной роли, актёр познакомился со своей будущей женой, актрисой Иветт Лебон, про которую говорили, что у неё «самые красивые глаза французского кино». Кстати, перед этим он уже был женат, и на момент знакомства с Иветт у него уже была 2–летняя дочь Николь. Но и брак с Иветт продлился недолго.
Затем у него был долгий роман с актрисой Жильбертой Жонэ (Gilberte Jonay), с которой она познакомился в 1941 году на съёмках яильма «Картакала, королева цыган».
Однако и поклонницы его не забывали, одолевая любовными письмами на протяжении всей его киношной карьеры.
Под конец жизни Роже Дюшен поселился в городке Виллье–сюр–Марн, в доме торговки шапками, матери своей последней гражданской жены Мадлен. Тогда же, в 1949 году, он начал сочинять романы в стиле «нуар» и про секретных агентов. Среди его произведений – «Gentleman Jô», «Un poing… c’est tout !», «Plus un poil de sec», «Faut les avoir bien accrochées», «La Morgue… Terminus !», «Alerte au Polygone» и другие.
(Перевод биографии: Lisochek)