Закончив школу, в которой он также играл на театральной сцене, Нортон поступил в престижный университет Йель, где посвятил себя изучению астрономии, истории и японского языка. Получив диплом в области исторических наук, он отправился в Японию, работать в компании своего деда - Enterprise Foundation. И только несколько лет спустя, в 1994 году, вернувшись в Нью-Йорк, Эдвард решил отказаться от привычной работы и полностью посвятить себя актерскому мастерству.
Подрабатывая официантом, Нортон играл на нескольких театральных сценах Нью-Йорка, и в итоге был принят в компанию New York Signature Theater Company, членом совета директоров которой он является в настоящее время.
Примерно в то же время, голливудские продюсеры были заняты поисками актера на второстепенную роль в судебном триллере с Ричардом Гиром в главной роли. После того, как Лео Ди Каприо отказался от этой роли, им пришлось прослушать более 2100 претендентов, никто из которых не подходил на роль тихого молодого человека с серьезным психическим расстройством. Нортона взяли на роль без малейших сомнений и в результате именно его игра вытянула весь фильм - так, в результате, Нортон за первый свой фильм был номинирован на премию Оскар (как лучший актер второго плана), а также был удостоен Золотого Глобуса в аналогичной номинации.
На этой волне успеха Нортон был приглашен сразу в несколько небезызвестных фильма - Вудди Аллен предложил ему роль в своей картине "Все говорят, что я люблю тебя" /Everyone Says I Love You/, а Милош Форман - в скандальной ленте "Народ Против Ларри Флинта" / The People Vs. Larry Flynt/ , на съемках которой у актера начался роман с Кортни Лав.
Успех, сопровождавший карьеру Нортона с самого ее начала был омрачен личной трагедией - в 1996 году скончался его дедушка, а год спустя от рака мозга умерла его мать.
В 1998 году Нортон был снова номинирован на премию "Оскар", на этот раз на роль скинхэда в фильме "Американская История Икс", однако и на этот раз удача отвернулась от молодого таланта.
По настоящему культовым актером Нортон стал для многих только после легендарного "Бойцовского Клуба" Дэвида Финчера - несмотря на то, что фильм был запрещен для широкого проката в некоторых странах (прежде всего в США), он в мгновение ока снискал популярность огромного числа зрителей по всему миру, вписав золотыми буквами имена Дэвида Финчера, Эдварда Нортона и Брэда Питта в историю современного кинематографа.
В 2000 году Нортон решил попробовать себя в новом качестве, заняв режиссерское кресло и сняв спродюсированный им же фильм "Сохраняя Веру" - романтическую комедию о двух священниках разного вероисповедания, влюбленных в одну девушку.
Год спустя Эдвард составил компанию таким звездам как Роберт Де Ниро и Марлон Брандо, снявшись с ними в криминальной ленте "Медвежатник" /The Score/, которой, к сожалению, не удалось никак выделиться из серой массы картин подобного жанра.
2002 год стал самым плодотворным в карьере актера - свет увидели 4 ленты с его участием - он сыграл эпизодическую роль в "Фриде" (а также принял участие в написании сценария для этой картины и завязал роман с Сальмой Хайек), составил компанию Робину Уильямсу в провалившейся в прокате комедии "Убить Смучи" а также сыграл главные роли в "Красном Драконе" и "25-м Часе".
Цитата: "Честно говоря, я не верю, что стану актером с 15-миллиоными гонорарами, чья харизма или как вы там это называете, заставляет людей приклеиваться к сиденьям в зрительном зале. Сомневаюсь также, что мое лицо когда-нибудь появится на рекламных афишах к какому-нибудь фильму…"
Не часто бывает, что никому не известный актер попадает из полной безвестности в пучину славы. Например, участвует в фильме, где снимается какая-нибудь суперзвезда и имеет наглость собрать все лавры за этот фильм. Но именно так и случилось с Эдвардом Нортоном, который дебютировал в кино в 1996 году в фильме "Первичный страх", где также снимался Ричард Гир. Сначала игра Эдварда Нортона спасла картину от краха (у продюсеров поиск актера на его роль занял ужасно много времени), а потом еще и превратила ее в нечто заслуживающее внимания, в отличие от множества других картин.
Как объяснить такой мгновенный взлет молодого актера на вершину кинематографического Олимпа? Ведь не его же связями, или появлениями в умных ток-шоу, или фотографиями на обложках стильных журналов! Ни титанические усилия его агентов, ни симпатичная внешностью тут не помогут! Объяснить все это можно только одним: Эдвард Нортон умеет играть так, как это мало кто может сегодня.
Так кто же он, этот новичок из ниоткуда, который заслужил сравнения с самим Дастином Хоффманом времен фильма "Выпускник" и молодым Робертом Де Ниро? Эдвард Нортон считает, что об актере нужно судить по его игре, а не по появлениям в светской хронике. А еще он буквально избегает говорить о своей семье, привычках и о том, что ему нравится или не нравится. "Чем меньше об этом знаешь, тем сильнее наслаждаешься собственно игрой", - говорит он.
Эдвард Нортон, сколько помнит себя, всегда чувствовал в себе склонность к актерской игре. Впервые он вышел на сцену в пятилетнем возрасте, а в восемь лет уже задавал вопросы вроде "А чего я должен добиться в этом эпизоде?" Во время учебы в престижнейшем Йельском университете он уже вовсю участвовал в студенческих постановках. По окончании учебы Эдвард Нортона какое-то время работал в организации Enterprise Foundation в Японии, которая занималась вопросами обеспечения жильем людей с низкими доходами и была, кстати, основана его дедом.
Эдвард Нортон, вернувшись назад в Америку, остался в Нью-Йорке с твердым намерением встретить здесь свою театральную судьбу.
Для начала Эдвард начал работать официантом, а в свободное время посещал прослушивания, актерские классы и кастинги в заштатных театрах. Наконец, в 1994 году молодой энтузиаст привлек внимание драматурга Эдварда Олби, чьи пьесы ставились "Нью-Йоркской театральной компанией". После прослушивания у самого Олби и художественного руководителя компании Нортон был задействован в очередной мировой премьере Олби - пьесе "Фрагменты".
В то же самое время в Голливуде испытывали проблемы с набором актеров для упомянутого фильма "Первичный страх" с участием Ричарда Гира. Сначала на роль Арона Стемплера, скромного хориста, обвиняемого в убийстве чикагского архиепископа, планировалась восходящая звезда Леонардо ди Каприо. Однако Лео отказался от участия в фильме, и съемочная команда начала поиск актера на эту роль буквально по всем континентам планеты. Через пробы прошло свыше двух тысяч человек! Вся проблема заключалась во внешности актера и в наличии определенного акцента. Эдвард Нортон, с его обликом невинного юноши, выдал такой провинциальный акцент, что был немедленно взят на роль!
Сразу же после первых удачных проб информация о его успехе просочилась в газеты, и через короткое время Эдвард Нортон уже был в составе актерского ансамбля нового фильма знаменитого Вуди Аллена "Все говорят, что я тебя люблю" в роли бойфренда героини Дрю Бэрримор. Но на этом съемочный год для него не закончился. Еще один классик мирового кинематографа, Милош Форман, пригласил его для участия в своем фильме "Народ против Ларри Флинта" на роль адвоката и друга Флинта Алана Айзекмана.
Отзывы его коллег по фильмам были великолепны. "Нортон -человек с удивительным сердцем и душой. Он словно бы родом из старого Голливуда. Он классик, он гений", - восхищалась Дрю Берримор. Кортни Лав, вдова Курта Кобейна, игравшая в "Народ против Ларри Флинта" и одно время встречавшаяся с Эдвардом Нортоном, вторила: "Эдвард превосходит всех, кого я когда-либо встречала в шоу-бизнесе, своей целостностью и интеллигентностью. Он просто выдающийся актер и человек".
Слава обрушилась на Эдварда Нортона в то самое время, когда его семья переживала нелегкие времена. Его дед, известный архитектор Джеймс Рауз, построивший многие известные в Америке сооружения, умер в апреле 1996 года, а в следующем году скончалась от прооперированной опухоли мозга его мать. Популярность Эдварда позволила устроить ему специальный показ фильма "Все говорят, что я тебя люблю" в Балтиморе, перечислив все деньги от билетов на счет исследовательского центра Джона Хопкинса, где оперировали его мать.
Потрясающая способность Эдварда Нортона играть в различных амплуа помогла его успешной игре в таких разных фильмах как "Шулера" и "Американская история Х", где он играл карточного шулера и художника-супрематиста. Последняя роль была номинирована на премию "Оскар". Наконец, в 1999 году на экраны вышел знаменитый фильм Дэвида Финчера "Бойцовский клуб", который окончательно и бесповоротно утвердил Эдварда Нортона как одного из ведущих актеров нашего времени.
Однако подобное признание не остановило его от искушения попробовать себя в качестве режиссера. Удалось ли ему заслужить признание на этой стезе? По крайней мере, известный американский критик Кевин Мэйнард утверждает, что "режиссерский дебют Нортона "Keeping the faith" получился уверенной увлекательной работой!"