Сын двух немецких актеров — Ханса Бреннера и Моники Бляйбтрой — стал сниматься на телевидении и в кино еще в детстве.
Мориц Бляйбтрой дебютировал на театральной сцене в 1992 году в престижном гамбургском театре «Schauspielhaus». Уход отца из семьи, когда Морицу было всего два года, стал причиной того, что будущий актёр с детских лет проявлял самостоятельность. Учась в старшем классе, он оставил школу и уехал работать в Париж. В 19 лет перебрался в Нью-Йорк, затем жил в Риме. В каждом городе он брал уроки актёрского мастерства.
В 21 год играл на театральной сцене в спектаклях «Ромео и Джульетта» (Гамбургский дом актеров) и «Ричард» III (Талия-Театр). В течение нескольких лет снимался в различных телевизионных постановках, а кинематографический дебют состоялся в 1994 году в фильме «Einfach nur Liebe» (режиссер - Питер Тимм).
С 1994 года он начал успешную кинокарьеру, и уже через три года его труднопроизносимую фамилию стали запоминать европейские кинозрители. Сначала благодаря второплановой роли гангстера Абдула, оружие которого функционирует однозначно лучше, чем его мозг, и чьи изречения стали изюминкой фильма «Достучаться до небес» (Knockin' On Heaven's Door), демонстрировавшегося в программе Московского международного кинофестиваля.
Затем, уже будучи крупной кинозвездой в Германии, привлёк к себе международное внимание, сыграв в фильме Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» (Run Lola Run, 1998). Бог его знает, что в нём нашла рыжеволосая Лола (Франка Потенте), сотворившая ради него чудеса преданности и самопожертвования. Трижды пробежала она пол-Берлина – и всё равно ей хватило дыхания на крик отчаяния и надежды, от которого в руках у посетителей казино полопались бокалы с шампанским. Она спасала жизнь своему возлюбленному – глуповатому, самонадеянному Манни, мальчику на побегушках у мафии, по немыслимому ротозейству забывшему в метро пакет со 100 тысячами немецких марок. Ротозея сыграл Мориц, а фильм Тома Тыквера стал началом новой эпохи в немецком кино и превратил в знаменитостей добрую половину съёмочной группы.
После этих картин, в которых Бляйбтрой проявил своё комическое дарование, его больше стали привлекать драматические и эксцентрические роли. На следующий год, после триумфа фильма «Беги, Лола, беги», фестивальный успех познал и другой фильм с участием Бляйбтроя – европейская копродукция «Лунный папа», снятая при непосредственном участии России, режиссёра Бахтиера Худойназорова.
В этой трагикомедии с классическими традициями Бляйбтрой исполнил роль Насруддина, контуженного брата главной героини, девушки Мамлакат (Чулпан Хаматова), которые живут вместе с умалишённым отцом в горной таджикской деревушке. После того, как Мамлакат встречает загадочного незнакомца, представившегося артистом, все трое вынуждены отправиться с будущей мамой на поиски «лунного папы»…
От фильма к фильму Бляйбтрой подтачивал интерес к своей персоне, как со стороны зрителей, так и кинокритиков во всём мире. В 2001 году он получил премию как лучший актёр на кинофестивале в Сиэтле за остросюжетную драму режиссёра Оливера Хиршбигеля «Эксперимент» (Das Experiment), в которой сыграл роль заключённого.
По сюжету картины некий научный центр через объявление в газете набирает людей для проведения эксперимента: добровольцам предлагают за хорошие деньги в течение месяца поиграть в тюремщиков и заключённых. После тестирования одним выдают форму и дубинки, другим – робы с порядковыми номерами и селят в макет тюремного блока, выстроенный в подвале офисного здания. Уже из синопсиса понятно, что рано или поздно дело дойдёт до массового проламывания голов и разбрызгивания кровищи по стенам.
Противоборствующие стороны представлены в крайне упрощённом свете: у охранников на лбу написано, что они фашисты и тайные извращенцы, заключённые все как один – безобидные трудяги. Однако, именно эти намеренные упрощения в сочетании с очень физиологичным и интенсивным мордобоем к финалу подталкивают зрителя к полной идентификации по принципу «свои-чужие», а последние десять минут фильма эксперимент буквально перемещается из экрана в зрительный зал.
Фестивального признания Мориц Бляйбтрой заслужил и после того, как сыграл в картине Оскара Рёлера «Элементарные частицы» (Elementarteilchen, 2006), причём награду за лучшую мужскую роль ему вручили на престижнейшем Берлинском кинофестивале. В этой картине о двух братьях и их поисках духовной гармонии Бляйбтрой исполнил роль Бруно, неуравновешенного, неуверенного в себе и жадного до плотских удовольствий человека, который пережив любовную страсть и массу эротических переживаний, бросает свою возлюбленную Кристину (Мартина Гедек), ставшую инвалидом.
В фильме, поставленном по роману Мишеля Уэльбека, плотно сплетаются очень правдивая атмосфера опустошённости, отчаяния и неприкаянности целого поколения, зачатого, в славную эпоху «детей цветов», и изматывающий Европу культ молодости, и сексуальная вседозволенность, за которыми стоят стылый холод и мрак опустошённых человеческих душ. Основной задачей фильма было показать растерянность и чувство безнадёжности, охватывающее здоровых, красивых, материально обеспеченных людей, смутно осознающих, что «главное ушло». И Бляйбтрой уловил эту интонацию, очень выразительно сыграв издёрганного психопата, который являет собой типичного «элементарного» европейца – на лицо прекрасного, чёрствого внутри.
Немалый зрительский интерес был проявлен и к роли Бляйбтроя в картине «Комплекс Баадер Майнхоф» (Der Baader Meinhof Komplex, 2008), подогретый её опасной темой – деятельностью террористической «фракции Красной Армии», или, как её называли в 1970-х в Германии, «банды Баадера-Майнхоф».
В этом фильме Бляйбтрой сыграл центрального персонажа, радикально настроенного потомка бывшего нациста Андреаса Баадера, который с несколькими идейными сообщниками борется против того, что они называют лицом фашизма: против политики США во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в странах третьего мира, поддерживаемой ключевыми фигурами от немецкой политики, юриспруденции и индустрии. Под предводительством Баадера создаётся фракция Красной Армии и объявляется война ФРГ, разгорается кровавая террористическая кампания, в которой будет множество убитых и раненых
Автор: Ма Давтян; Сайт: "Московский комсомолец " : Секс движет миром?
Он сыграл сумасшедшего брата Чулпан Хаматовой в “Лунном папе” Худойназарова и, подлец, заставил рыжеволосую Франку Потенте наматывать круги в поисках денег в “Беги, Лола, беги”. Мориц — практически свой парень в России. Он не дурак выпить, любит потусоваться и — что особенно привлекательно — большой мастер по части гримас. Когда он поднялся на сцену за актерским “Серебряным медведем” за роль Бруно в “Элементарных частицах”, он был крайне удивлен. Потому и гримасы на протяжении нескольких минут спешно сменяли одна другу, пока он нашел подобающее случаю выражение лица. Корр. “МК” пообщался с Морицем за пару дней до объявления итогов Берлинале.
— Каковы были ваши первые впечатления от романа Уэльбека?
— Я прочитал его через год после того, как он вышел в Германии, и не могу разделить восторгов режиссера Оскара Роелера, который говорит, что для него он стал откровением, что те идеи, которые воплотил в “Элементарных частицах” Уэльбек, вертелись у него на языке, но он не мог их высказать. Мне же роман показался слишком циничным. Но я был восхищен прочитанным и по прошествии времени понял, что беспощадный ум Уэльбека открывает все закоулки человеческой души.
— Режиссер говорил, что изначально ему был более интересен характер Бруно, вашего персонажа. Как вы думаете, именно поэтому он получился столь привлекательным и отвратительным одновременно?
— Конечно. То, что Оскару нравился Бруно, дало мне огромную свободу: я мог как угодно поворачивать его характер в заданных рамках. И во время съемок мы решили: чтобы лучше показать его безумие, мне нужно быть как можно более разнообразным, мгновенно переходить от безумия к грусти, от грусти к веселью и так далее.
— Если верить фильму, то секс движет современным миром… Вы согласны с этим?
— Я думаю, что место секса в нашей жизни всегда было одинаковым — просто сейчас мы изменили свое мнение на этот счет. Сексуальность в идеале — неотъемлемая часть невинности. Опасность — в том, что мы в своих сексуальных фантазиях как можно дальше уходим от идеала, от связи сексуальности с невинностью и все дальше углубляемся в разврат, где нет места чувствам. Уэльбек как-то сказал, что сексуальность не может быть рядом с невинностью и нежностью, когда человек ведет насыщенную сексуальными удовольствиями жизнь. И мне кажется, что именно этот путь ведет человека в никуда.
— То есть мозг — главный сексуальный объект желания?
— Это отчасти правда. И если вы в своих фантазиях заходите слишком далеко, это может быть опасным, тогда уже нет пути назад. В мире есть вещи, которых просто не существует до тех пор, пока ты их не попробовал. И каждый, кто испробовал в жизни комбинацию “секс—любовь”, всегда увидит разницу.
— Но герои фильма никогда не говорят: “Я люблю тебя” — они говорят: “Мне кажется, что я люблю тебя”; это ли не подтверждение того, что любовь в современном мире заменил секс?
— Нет. Именно эти слова говорят о том, что человек обдумал их, он думает — это много значит. На своем опыте я знаю, что девушке нельзя говорить: “Я хочу, чтобы ты переехала ко мне”. Нужно сказать: “Не хочешь ли ты переехать ко мне?” Человеку всегда нужно дать свободу выбора.