В 1994 удостоена почетного Леопарда МКФ в Локарно. Лауреат Российской независимой премии Триумф-95.
Народная артистка Украинской ССР. Лауреат Государственной премии Украины.
Кира Муратова открыла когорту лиц: Шарко, Высоцкий, Русланова, Каюров, Попов, Говорухин, Лебле, Шатохин, Антонова, Жарков, Литвинова, Свенская. Открыла музыку О. Каравайчука, оператора Г. Карюка, смысл Одесской студии, несколько монтажных приемов, цветовых сочетаний, предметных мотивов. Первой закрыла в кинематографе тему «себя», что понял и Годар.
Хоть это и не совсем так, фильмографию режиссера уже принято начинать с 1968 года. В этот год кончилась «оттепель», все омрачилось, поскольку света все хотели только даром, а предложение расплатиться воспринимали как личное оскорбление. Но все «такие, как все» — это трусость, жадность, зависть. Вот Муратова и сняла об отсутствии трусости, жадности, зависти. Короткие встречи — фильм про счастье и как это понимают.
В 1971 году «застой» разросся, ничего не менялось ни в каждом из людей, ни от человека к человеку; прятались лишь за спиной оловянных солдатиков, то есть во вчерашнем дне, в «экранизациях». Муратова сняла сиюминутные Долгие проводы — про время и его власть, единственную власть на свете, и про правоту анархии. Явилась Шарко.
В 1980 году было совсем плохо. Муратова сняла Познавая белый свет, где собирала клочки хорошего, из них строился белый свет. Но для этого нужно терпение, и он строился под девизом За успех нашего безнадежного дела (Камю, Миф о Сизифе). Познавая белый свет — самый беззащитный фильм Муратовой.
В 1983 году она сняла свою фамилию с титров фильма Среди серых камней про Короленко. После безнадежности идет жалость. Но она не хотела, чтобы ее жалели, и про это тоже сняла. Но никто и не собирался, потому что в 1983 году никого не оставалось, как в антиутопиях Хаксли и Оруэлла, и фильм порезали до принадлежности Иванову-Петрову-Сидорову. В титрах фамилия режиссера — Сидоров.
В 1996 году началась Вальпургиева ночь, трупы правили бал, который сами же и устроили, и несли смуту. Перемена участи по Сомерсету Моэму — абсолютная ясность, что больше нет никаких понятий, никаких «трупов», «эмоций», «смут», «перемен». Ясно, что происходящее неподвластно понятиям «времени», «счастья», «терпения», «жалости» и происходит лишь «между». Фильм — про ясность промежутков между тайными участниками (адвокат, Мария, Филипп, Александр, немая, начальник тюрьмы, туземка...).
В 1989 году была «перестройка», все смешалось в доме Облонских, а сил-то не было никаких. Муратова сняла Астенический синдром — про то, сколько в голове мусора тараканов, про то, как все и вся друг с другом связаны, даже если жить не хочется.
В 1991 году затеплились надежды, забрезжили маленькие радости. Она сняла Чувствительного милиционера — про то, что каждый сам должен радость приносить, про то, что самому надо прилагать усилия и любить кого-то, холить и лелеять, про то, что вряд ли кто-то станет этим заниматься.
В 1994 году ничего уже не было — ни «перестройки», ни надежд. Смута все не кончалась, силы все не появлялись. Она сняла Увлеченья — про то, что все равно придется заниматься своим собственным делом, как ни крутись, про то, что все чего-то хотят, но никто ничего не может.
И вот 1997 год. Те, кто до сих пор ни с кем себя не связывает, и те, кто до сих пор не приложил усилий кого-то лелеять или чем-то заниматься, и те, кто ничего не может, совершенно естественным образом стали убивать друг друга почем зря. Вопросы Кто?, Кого?, За что? больше не стоят. Убивают все, всех и за все... Муратова сняла Три истории. Она еще пропустила стадию повального воровства. Но об этом уже Гоголь прекрасно написал. Она сняла про то, что убивать стало так же легко, как пить и есть, стало фактически природой людей, а также про то, что никакая это не новость. Значит, можно и не убивать, только это становится подвигом.
В целом проведенная вивисекция абсолютно неправомерна, за исключением того, что подчеркивает Перемену участи как самый переломный среди всех переломных моментов (фильмов). Он действительно был кульминацией безоглядных поисков смысла. Дальше Муратова работала с оглядкой, «социализировалась». Это не упрек. Но вышеназванная вивисекция — только протест против отлынивания остальной кинокритики от даже приблизительных попыток осмысления творчества данного режиссера в целом.
Живет в Одессе.