В 1965 году окончила режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
С 1964 — актриса и режиссер Красноярского ТЮЗа,
с 1968 — Ленинградского театра им. Ленсовета,
с 1971 — Ленинградского театра им. Ленинского комсомола,
в 1976 — Малого драматического театра,
с 1976 по 2007 гг. — АБДТ им. М. Горького.
С 1988 руководит Ленинградским (Санкт-Петербург) театром Васильевского острова.
Тяжелое детство
Лариса Малеванная родилась 22 января 1939 года в селе Федоровка Ростовской области. Как она сама признается, ее детство было непростым: «Папа пил по-черному. Когда мне было 13, он купил бутылку вина и угощал меня с подругами: девочки потом плакали, им было страшно это непривычное состояние. Один раз отец меня чуть не убил: замахнулся стулом, хорошо сестра подставила руку. Я требовала от мамы, чтобы она бросила отца, но она, мягкая и добрая, тащила на себе четверых детей и его, пропивавшего все деньги».
Выбор профессии
Лариса с детства мечтала стать артисткой, но в семье ей внушали, что эта профессия - для избранных. Поэтому, окончив школу, девушка поступила на Историко-филологический факультет Краснодарского Пединститута.
Тем не менее, детская мечта не давала Ларисе покоя. Незадолго до получения диплома она забрала документы и решила все-таки рискнуть. Ей был 21 год и она, боясь, что ее в таком возрасте не примут на актерский, решила поступать на режиссерский. Лариса подала документы в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и, к своему удивлению, была принята на курс Аркадия Кацмана.
Имя Л.И.Малеванной стало известно широким театральным кругам задолго до ее прихода в труппу БДТ. Сразу после завершения учебы в театральном институте в 1965 г., где она сыграла главную роль в выпускном спектакле "Мари-Октябрь", Л.И.Малеванная уезжает в Красноярск и в течение четырех лет исполняет там ведущие роли и занимается режиссурой. Но особенно ярко ее талант раскрылся после возвращения в Ленинград.
Лариса Малеванная и Геннадий Опорков
Еще учась в институте, Лариса Малеванная познакомилась со своим будущим мужем Геннадием Опорковым. Вскоре они сыграли свадьбу. После возвращения в Ленинград Лариса Малеванная вместе со своим мужем пришли работать в Ленинградский театр им. Ленсовета. В 1971 году Малеванную пригласил в свой театр великий Георгий Александрович Товстоногов, но она отказалась. К тому времени Геннадия Опоркова назначили главным режиссером Театра Ленинского комсомола, и она предпочла перейти в труппу своего мужа.
Л.И.Малеванная работает сначала в театре имени Ленсовета, а затем в театре имени Ленинского комсомола. Роли Анны-Лизы в "Пассажирке" и Кати в спектакле "С любимыми не расставайтесь" стали заметными явлениями в театральной жизни города и были отмечены премией ВТО как "Лучшая работа сезона" в 1968 и 1971 годах.
Лариса Ивановна вспоминает, что в первые годы их совместной жизни Геннадий Опорков просто жить без нее не мог. Однако с назначением его на должность главного режиссера, ситуация стала постепенно меняться. «Его начали донимать девочки-артистки: все хотели играть. Я все не могла поверить, что он не чувствует, что ему просто льстят. Один драматург мне сказал: вы не понимаете механизм действия лести, ей противостоять практически невозможно, человек должен быть гигантом, чтобы не отреагировать. Как только я уезжала на съемки, кто-нибудь его охаживал». Когда Лариса Малеванная поняла, что ничего изменить уже нельзя, она ушла сама, несмотря на то, что у них рос сын.
И все-таки БДТ!
В 1976 году, после развода, Лариса Малеванная ушла из театра своего мужа и несколько месяцев числилась в Малом драматическом. Именно числилась, потому что там просто не знали, что ей предложить. Именно в этот момент ее повторно (!) пригласил в БДТ Товстоногов. Те, кто знает Георгия Александровича, понимает, что это само по себе практически невероятно.
Л.И.Малеванная пришла в БДТ с зрелым мастером. Если говорить об учителях, её учителем был Олег Иванович Борисов. Она очень многое от него взяла. Ее первой работой на сцене БДТ стала трудная роль Варвары Михайловны в "Дачниках". Актриса с честью выдержала серьезное творческое испытание и органично вошла в ансамбль артистов театра. Затем Л.И.Малеванная сыграла Наталью в "Тихом Доне". Ей удалось создать глубокий, объемный образ, полный лиризма и трагедийности. Удачей стала и роль Комиссара в "Оптимистической трагедии", отличавшаяся в исполнении Л.И.Малеванной силой огромной внутренней убежденности и покоряла мягкой женственностью и тонкой интеллигентностью.
Позже были такие разные роли, как Ирина в "Перечитывая заново", Елена Андреевна в "Дяде Ване", Ольга в "Сестрах", Вера в "Рядовых", Алена в "Я построил дом", Софья в "Последних". При всей несхожести их объединяет тема драматизма женской судьбы; за внешней сдержанностью и негромкостью скрываются воля и решимость защищать себя, свой дом, семью и неизбывное женское стремление любить и быть любимой.
В 1984 г. Л.И.Малеванная попробовала свои силы в режиссуре, поставив пьесу В.Крымко "Дочь", которая с успехом шла на Малой сцене БДТ. Режиссерский опыт актрисы получил признание и в театре, и у зрителей. В настоящее время на Малой сцене можно увидеть новую работу режиссера Л.И.Малеванной - спектакль "Бенгальские огни".
В 1988 году выпускники Малеванной из ЛГИТМиК(а), где она набирала свою мастерскую, не желая расставаться с «родным» преподавателем, настояли на идее создания собственного театра. Так появился театр – студия Малеванной, просуществовавший долгие годы. Расположился театр, не без кочеваний, конечно, в здании на Васильевском острове.
Помимо съемок в кино Лариса Малеванная преподает в ЛГИТМиКе, занимается режиссурой.
40 лет в кино
Впервые на экране Лариса Малеванная появилась сразу же по окончании института – в 1966 году она сыграла одну из ролей в телефильме Юлиана Панича «Проводы белых ночей». А спустя два года состоялся дебют Малеванной в «большом кино». Режиссер Вадим Михайлов доверил молодой актрисе главную роль Нюры Саловой в своей мелодраме «В день свадьбы».
После этой работы кинорежиссеры обратили внимание на неординарную актрису, и приглашения не заставили себя ждать. В 70-е – 80-е годы Лариса сыграла большое количество ролей, нередко воплощая на экране сложные, острохарактерные образы. Среди наиболее известных: Екатерина Михайловна Селезнева в киноповести «Разрешите взлет!», Полина в дилогии Юрия Егорова «За облаками – небо» и «Там, за горизонтом», Манюня в социальной мелодраме Иосифа Хейфица «Единственная», Вера Ивановна в мелодраме Владимира Григорьева «Поздние свидания», Сооткин в драме «Легенда о Тиле» режиссеров Алова и Наумова, Софья Андреевна в «Подростке» Евгения Ташкова по одноименному роману Ф.М. Достоевского...
Два раза Ларисе Малеванной довелось сыграть в картинах Петра Тодоровского. В «Интердевочке» она сыграла Аллу Сергеевну, мать Тани, создав из довольно скромной роли объемный, полноценный образ. Заметной оказалась и роль в трагической мелодраме «Анкор, еще Анкор!». О своем сотрудничестве с Тодоровским актриса вспоминает с особенной теплотой: «…легко работалось у Петра Тодоровского. Он смотрит на всех актеров влюбленными глазами и ждет от нас только чуда».
В последние годы Лариса Ивановна после многолетнего перерыва вернулась на киноэкран. В сериале «Черный ворон» она сыграла Марину Ларину, в экранизации романа Достоевского «Идиот» - генеральшу Иволгину. Среди последних работ Людмилы Малеванной – роли в сериалах «Демон полдня» и «Прииск».
Сегодня
Сейчас ей предлагают довольно много ролей в кино, и там есть что сыграть. Вообще-то для актрис её возраста не так много ролей. Совсем неожиданной для неё была недавняя работа на "Ленфильме" с очаровательными молодыми режиссером и сценаристкой Яной Поляруш и Ингой Киркиж. Фильм называется "Видримасгор". Все ломают голову, что за абракадабра? А это "Вид Рима с гор". Осталось приятное ощущение от того, что происходило на картине. Все было свежим, необычным.
В 2008 году в Киеве была премьера фильма "Городской пейзаж" Елены Голосий (тоже дебютантка), где Малеванная сыграла бабушку. Сама посмотрела и осталась довольна. Такой светлый, чистый ручеек, никаких погонь, убийств, мордобоев, ни рэкетиров или киллеров.Только что снялась в фильме "Родительский день". От сценария она не была в восторге. Думала, опять погони, надоело! Но оказалось, что параллельно там идет и другая тема - трогательная, это старики, любящие и оберегающие друг друга всю жизнь. А когда ей сказали, что главную роль будет играть Джигарханян, она ринулась в это "предприятие". Одно удовольствие работать с такими артистами.
Личная жизнь
После развода с Геннадием Опорковым Лариса Малеванная еще раз вышла замуж. Со вторым мужем они прожили вместе двадцать лет. Сейчас она живёт одна. В настоящее время у Ларисы Ивановны трое внуков – Света, Миша и Станислав. Сын - инженер-программист. Дети стихи сочиняют, читают стихи, могут попеть, на гитаре поиграть, но страсти к театру - ни у кого.
Раньше, когда начиналась депрессия, она ложилась на диванчик и страдала, а в последние 15 лет - томик стихов и на Елагин остров. Он стал её прибежищем. Там за считанные минуты улетучиваются депрессивное состояние, неудовлетворенность собой или кем-то.
В 2007 году Лариса Малеванная ушла из театра. Из интервью, данного в январе 2009 года: "Болтаться без дела, как мечтала, не получается. Начала наконец писать. Вышла книга. В Москве утвержден мой сценарий "Василий и Норочка". Только выпустила книжку в Петербурге, как мне позвонили из Москвы и заказали другую. В общем, все время нескучно. Вдруг позвонил режиссер Андрей Максимов, который тоже недавно ушел из БДТ. Сказал, что директор Красноярского ТЮЗа, где я начинала, делала свои первые шаги, предложил ему поставить спектакль со мной в главной роли. В любой, какой захочу! Я выбрала "Странную миссис Сэвидж". Начнем репетировать в Петербурге и уже с готовой ролью приедем в Красноярск".