Файнс учился в Ирландии, затем в Лихерст Свон Скул, частной школе Солсбери, после его обучение продолжилось в школе с гуманитарным уклоном. Потом он на протяжении года учился в художественной школе в Саффолке, после чего Файнс поступил в Гилдхоллскую школу музыки и театра, которую окончил в 1993 году.
Профессиональный дебют Джозефа Файнса состоялся в Вест-Энде, в пьесе "Женщина в черном". Два года актер проработал в труппе Королеского Шекспировского театра. В кино он впервые снялся в фильме Бернардо Бертолуччи "Ускользаюшая красота" (1996), а 1998 год стал для него триумфальным: в исторической картине "Елизавета" он исполнил роль Роберта Дадли, а фильм "Влюбленный Шекспир", в котором он сыграл заглавного героя, получил несколько "Оскаров".
Его известность укрепили последующие работы - комиссар Данилов во Враге у ворот (2001), романтический маньяк в Убей меня нежно (2002) и легендарный реформатор в Лютере (2003).
В 2005 году стал одной из главных звезд Берлинского фестиваля благодаря роли в фильме Режиса Варнье "От человека к человеку".
Знаменитый актер решил попробовать себя в режиссуре и приехал в Подмосковье снимать фильм "Дух". С Джозефом Файнсом встретилась корреспондент "Известий" Анна Федина.
Статья: Глаза в кино говорят больше, чем губы
-Каким ветром вас занесло в Россию?
- Сценарий "Духа" таков, что эта история могла происходить где угодно, она абсолютно универсальна. Но по воле сценариста события развиваются в России. Прочитав сценарий, я сказал: "О'кей, в России так в России". Мы, правда, параллельно вели переговоры с чешскими и греческими кинокомпаниями, но русские мне понравились больше. В России мне предоставили все: съемочную группу, технику - из Англии со мной приехали только продюсер и оператор-постановщик, — потрясающую натуру, а также актеров, которые привнесли в фильм требуемую глубину.
- О чем будет ваш фильм?
- Это такая мрачная сказка. Мужчина теряет свою семью при ужасных обстоятельствах: его жену изнасиловали и убили, а сына застрелили. Не сойти с ума герою помогает вера, и в какой-то момент он начинает надеяться, что его сын на самом деле жив и скрывается где-то в лесу. И вот он отправляется в лес... Мы хотим сделать финал открытым, чтобы зритель сам решал, сошел этот мужчина с ума или вера действительно помогает творить чудеса.
- Как вы себя ощущаете в режиссерской шкуре?
- Я проникся к режиссерам еще большим уважением. Если актеру нужно решать на площадке семь задач, то режиссеру — 700. Мало того что он руководит огромным количеством людей, так еще он должен объяснить им вещи, которые словами-то и не опишешь. Многое происходило на интуитивном уровне.
- в: Русские славятся своей неорганизованностью. Вы на съемках сталкивались с чем-то подобным?
- о: Съемочная площадка — поле битвы. Здесь постоянно времени не хватает, то свет не поставлен, то декорации не готовы. Но в конце концов мы в своей битве одержали победу. Вообще мне очень повезло с группой, они были голодные, возбужденные и по-настоящему заинтересованные в том, что мы делали.
- Ваше мнение о России изменилось?
- Что-либо увидеть или почувствовать я не успел. Даже до Красной площади не добрался. Правда, в театр все-таки сходил, в МХТ. Я большой поклонник Евгения Миронова, по-моему, это блистательный артист. Катя Редникова мне тоже очень понравилась.
- Но спектакли-то были на русском.
- В этом было свое очарование — воспринимать искусство на более высоком, невербальном уровне. Хотя, конечно, в театре самое главное то, что сказано, а в кино — то, что не сказано. Как известно, глаза в кино говорят больше, чем губы.
- Как вам наша зима?
- Здесь совсем не холодно! Мы приехали в Россию, чтобы снимать фильм в заснеженном лесу, а в результате пришлось засыпать площадку искусственным снегом. Для нас это был шок. Пожалуй, глобальное потепление — проблема куда более важная, чем политические кризисы.
- Какой день в России вам больше всего запомнился?
- Вчерашний. Мы закончили съемки, а потом отметили это событие. По-русски.