Конечно, Халльстрём не создавал этапные для американского кино фильмы, как чех Милош Форман («Полет над гнездом кукушки») или англичанин Джон Шлезингер («Полночный ковбой»), не эпатировал зрителей, как голландец Пауль Верхувен («Основной инстинкт», «Шоу-герлз»), не потрясал размахом фантастических блокбастеров, как немцы Роланд Эммерих и Вольфганг Петерсен.
Но, работая почти без простоев (7 фильмов за 14 лет), Халльстрём создал едва ли не образцовые фильмы американского «интеллигентного мейнстрима». Более того, для молодых шведских режиссеров он превратился в мэтра: популярные в Швеции авторы бытовых комедий Михаэль Хернгрен и Хенрик Хольм называют его фильмы как пример для подражания – рядом с фильмами классика европейского кино итальянца Этторе Сколы.
Начинал свою кино карьеру Халльстрём в плохие для шведского кино 70-е годы. Шведская «новая волна» кинематограф социального и сексуального бунта 60-х годов – схлынула, до основанного на идеях «Догмы» подъема конца 90-х годов было еще далеко. Главные нонконформисты 60-х успокоились: Бу Видеберг превратился в классика, Вильгот Шеман практически ушел из кино, Рой Андерсон делает рекламу. Пройдя через работу на телевидении и в рекламе, Халльстрём снимает фильмы о молодежи в духе раннего Видеберга: «Парень и девушка» (1975 г.), «Моя собачья жизнь» (1976 г.), «У меня будет ребенок» (1979 г.). Однако время эстетики шведской «новой волны ушло». В 1977 г. Халльстрём снимает «АББА фильм» интересный только поклонникам этой поп-группы (их, впрочем, было много). В 80-е Халльстрём создает столь же кассовые, но более серьезные фильмы: экранизирует подростковую дилогию Астрид Линдгрен о детях из Бюллербю (по сей день – лучшая киноверсия линдгреновской прозы).
А в начале 90-х Халльстрём вслед за женой, актрисой Леной Улин (игравшей, в частности, в очень известном фильме Филиппа Кауфмана «Невыносимая легкость бытия») и ставшей звездой международного уровня) уезжает в США.
Не он первый, конечно, еще в 20-е годы в Голливуд перебрались создатели великого шведского кинематографа «немого» периода Виктор Шестрем и Морис Стилер. Самые известные шведские актрисы – Грэта Горбо и Ингрид Бергман – работали в Голливуде. Потребовали снимать кино в США и Ингмар Бергман, и «шестидесятник» Ян Труэлль. Но только Халльстрём смог стать настоящим американским режиссером, смотря фильмы которого совершенно не вспоминаешь о шведском бэкграунде автора.
В сложно структурированном, чрезвычайно богатом американском кинематографе, включающем в себя блок-бастеры и герметические эксперименты, мейнстрим и трэш – Халльстрём выбрал мейнстрим. Он делает ставку на интереснейший, разветвленный (но не криминальный) сюжет, сильный актерский ансамбль, несколько «слишком» красивую работу оператора и художника – при влиятельной, никогда не ставящей зрителя в затруднительное положение режиссуре.
Первый – и самый живой – американский фильм Халльстрёма «Что гложет Гилберта Грейпа?» (1995 г.) связан не только с американским мэйнстримом, но и с фильмами «независимых»: молодежная тематика, интерес к девиантным персонажам, регионализм. Халльстрём продемонстрировал удивительное для иностранца чутье на перспективных актеров: игравшие в его фильме малоизвестные Джонни Депп и Леонардо Ди Каприо (номинация на «Оскар») к концу века станут главными молодыми звездами американского. Однако настоящий успех принесли Халльстрёму добротные экранизации популярных в США романов: «Правила виноделов» (1996 г), «Шоколад» (2000 г.), «Корабельные новости» (2002 г.).
В принципе, можно обнаружить в этих – очень разных по материалу – фильмах общий мотив: взаимоотношения «человек со стороны», чужака с замкнутой консервативной общиной и возникающие при этом проблемы. Нельзя сказать, что эта всегда драматичная и травматичная ситуация трактуется режиссером легкомысленно и упрощенно: романы Джона Ирвинга и Джоан Харрис отнюдь не бездумно оптимистическое чтиво, а Халльстрём им следует достаточно добросовестно. Но сама эстетика фильмов Халльстрёма: красивая, гладкая картинка, монотонный ритм повествования – как-то нивелирует драматизм, остроту ситуации. Надо еще раз отметить прекрасную с актерами – и со звездами (Майкл Кейн – «Оскар» за роль в «Правилах виноделов», Жюльетт Бинош, Кевин Спейси, и с начинающими – Тоби Магуайер, именно после «Правил…» ставший звездой).
Выделяется из этого ряда фильм «Шоколад». При желании, в нем можно обнаружить и философскую проблематику: противостояние чувственности, гедонизма – и буржуазной, лицемерной, квазипуританской морали. Возможно, Халльстрёму, выходцу из протестантской Швеции, эта тема была интересна. Сами кадры фильма настолько красивые, «сладкие» (здесь Халльстрём работает на грани дурного вкуса), что должны вызвать у зрителя те же чувства, что сладости героини Бинош вызывают у жителей городка. Последние фильмы Халльстрёма показали, что режиссер, сохраняя высокий профессионализм, не ищет ни свою тему, ни свой стиль. В «Казанове» (2005 г.) Халльстрём впервые обращается к жанру исторического костюмного фильма. Замысел интересен: в отличие от классических фильмов Федерико Феллини («Казанова») и Этторе Сколы («Ночь в Варенне»), изображающих социальную деградацию, «конец старого времени» и, соответственно, фиксирующихся на Казанове – «уходящей натуре», Казанове – полузабытом старике, в фильме Халльстрёма изображен молодой парень, еще не ставший «великим любовником». Однако, и замысел не развивается, и режиссура уж слишком банальна, и Хит Леджер в главной роли – редкий для Халльстрёма пример не слишком удачного кастинга.
В «Мистификации» (2007 г.) Халльстрём возвращается в Америку, в двадцатый век. И снова главные достоинства этого хорошего фильма – интересный сюжет (история писателя, создавшего - и продавшего – псевдомемуары Говарда Хьюза), грамотная (но не более) режиссура и отличная игра Ричарда Гира в не очень характерной для него роли.
Ничего другого от Лассе Халльстрёма и не ждали. Скорее всего, он и дальше будет снимать добротные приятные во всех отношениях экранизации добротных романов. Если же он, после неудачи или простоя – как, скажем, Пауль Верхувен - решит вернуться на родину, то пример того же Верхувена и его перехваленной «Черной книги» показывает, что трудно для режиссера–«возвращенца» уйти от всех достоинств и недостатков голливудского мейнстрима.