Режиссер и художник.
Василий Пичул окончил режиссерский факультет ВГИКа (1983, первая мастерская М.Хуциева). Автор одного из самых коммерческих советских фильмов «Маленькая Вера», самых интересных сюжетов популярной телепрограммы «Куклы» и новогоднего телефильма «Старые песни о главном-3» (ОРТ, Приз ТЭФИ за лучшую телепрограмму года). Режиссер многих передач НТВ («Третий тайм» и другие). Был членом Правления киностудии имени Максима Горького.
Даже те, кто сразу не запомнил эту новую фамилию, не забыли подписанный ею фильм. Тогда, в 1988, «Маленькую Веру» посмотрели без малого 55 миллионов. Фильм-диагноз, фильм-приговор, семейная мелодрама, решенная в резком социально-критическом плане, подвела черту под тем, что можно назвать существованием простого человека в рамках социалистической системы.
На экране в стилистике обыденности предстал извращенный мир, в котором семейные, любовные отношения, добро, участие — все обращалось в свою противоположность. Дети и отцы, связанные генетически, биологически, оказались чужими, несовместимыми, не способными ни понять, ни спасти друг друга. Дети агрессивностью, граничащей с самоистреблением, бессмысленностью существования платили по счетам родителей. Именно в этой точке название фильма, содержащее имя собственное, приобретало метафорическое значение. Малая вера, которая по существу есть безверие.
Семейные пьяные застолья, завершающиеся поножовщиной; любовь в загаженном общежитии; танцплощадка, окруженная взводом с собаками. Это впервые было на нашем экране. И это не было чернухой. Потому что взгляд автора на такую реальность был и трагическим, и сострадающим, и несторонним. Василий Пичул говорил, что делал фильм о своих родителях, в которых миллионы узнавали своих.
Роли матери и отца Веры — может быть, лучшее, что создали замечательные русские актеры Людмила Зайцева и Юрий Назаров. По неповторимости и узнаваемости, по искренности и мастерству. И так странно видеть их сегодня в рядах тех, кто хотел бы вернуть жизнь, которой они вынесли в фильме приговор, окончательный, обжалованию не подлежащий.
Рядом взошла звезда советского перестроечного кино: в лице Натальи Негоды оно обрело свое лицо.
Такой дебют режиссера Василия Пичула сразу ввел его в большое кино. И только немногие знали, что это не первая его серьезная попытка. Он, выпускник мастерской Марлена Мартыновича Хуциева, снял дипломный фильм по повести Б. Васильева «Вы чье, старичье?». В «Маленькой Вере» режиссер развил качества благородного, талантливого народного кино, который заявил в предыдущем фильме.
Стоило ему уклониться от такого типа фильма, неудачи стали его преследовать. Черная трагикомедия «В городе Сочи темные ночи» заступила черту «чернухи». Фильму «Мечты идиота» (по роману «Золотой теленок») как раз не хватило сатирической энергии и жанрового мастерства…
Теперь фамилию режиссера Пичула знают миллионы телезрителей, смотрящих ранее еженедельно цикл «Куклы» и возможно ждущих его нового фильма.
Ушёл из жизни 26 июля 2015 года. У режиссёра была опухоль в легких.
Василий Пичул о себе:
"Жизнь всегда предлагает какие-то вещи, которые мне очень интересно делать. И никогда – то, что мне неинтересно. Я никогда не делю себя, что вот сейчас делаю кино про любовь, а теперь делаю кино про террористов. К тому же документальное кино – это такая ниша очень комфортного существования в профессии. Потому что можно делать то, что хочешь, – это раз, во-вторых, можно делать, где хочешь. Нет проблемы бюджета. Тебе нужно полететь в любую точку земного шара, просто поговорить с человеком – это реально. А если ты работаешь в игровом кино, во всяком случае на сегодняшний день, – там все гораздо сложнее. Существуют законы больших корпораций, где прежде всего на фильм необходимо найти деньги, и очень большие. К тому же есть существенная разница в общении с премьер-министром или с артистом, который с похмелья тебе объясняет, почему он не выучил текст."