Заканчивается Великая отечественная война. При отступлении фашистов из литовской деревни исчез кулак Станкус, служивший старостой во время немецкой оккупации. Но крестьяне не решаются делить кулацкую землю — ещё близко гремит канонада. Да и подход к землям Станкусов заминирован. Крестьянин Будрис едет в город «за властью».
Возвращается в родную деревню Довиле — дочь местного учителя. В начале войны она ушла с отступающей Красной Армией, работала в госпитале. Довиле узнаёт, что её отец убит, а в её доме поселился Станкус. Трудной оказалась её встреча с другом детства Повиласоом, сыном Станкуса. Повилас не покинул деревню вместе с отцом. Но он растерян, ушёл в себя, не верит, что в сожжённой деревне может возродиться жизнь.
Неожиданное событие, случившееся в момент окончания съёмок картины, едва не поставило крест и на карьере Эугении Плешките, и на выход «Канонады» на всесоюзные экраны. В ночь на 7 апреля 1961 года старший брат исполнительницы главной роли, офицер ВМФ СССР, командир плавучей базы подводных лодок «Смольный» Йонас Плешкис при переходе из Клайпеды в Таллин угнал свой корабль в Швецию, где попросил (а чуть позже и получил) политическое убежище. Разразился международный скандал. Корабль и команду, кто пожелал вернутся, вернули в СССР. А Плешкиса в августе 1961 года в Советском Союзе заочно приговорили к расстрелу. (Позже Плешкис с помощью ЦРУ выехал в Гватемалу, потом жил в Калифорнии и Венесуэле, а так же стал одним из прообразов главного героя в знаменитом романе Тома Клэнси «Охота за Красным Октябрём.). В итоге Канонада вышла в общесоюзный прокат лишь в 1964 году. Эугения Плешките, несмотря на серьезное, по советским меркам, пятно в биографии, отделалась лишь статусом «невыездной» и последующим контролем со стороны Комитета Государственной безопасности.