Титулярный советник Эраст Фандорин принимает участие в военных действиях в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Будучи сербским волонтером, Эраст Петрович знакомится с очаровательной барышней — Варварой Андреевной Суворовой, направляющейся в расположение русских войск, чтобы повидаться со своим женихом. С ее помощью Фандорину удается распутать сложное и таинственное дело о шпионаже...
Фильм снят по мотивам романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит» (1998).
В титрах фильма, где снималось огромное количество животных, авторы не поставили необходимую ремарку «При съёмках фильма ни одно животное не пострадало». Потому что пострадали. Во время батальной сцены Гошу Куценко (Исмаил-бей) на деревянной повозке должны были везти 40 гусей. Но по ошибке пиротехников все гуси погибли. Сцена в фильм не вошла, в кадре остался только взрыв.
Французский актер Дидье Бьенэмэ, сыгравший корреспондента д`Эврэ, так и не увидел премьеру фильма. Актер скоропостижно скончался 7 августа 2004 года. Несчастье случилось во время семейного ужина в Тарн-и-Гаронн — у него остановилось сердце.
Есаул — герой Виктора Бычкова — рассуждает о городе Мурманске. Но сам город был основан только в 1916 году как Романов-на-Мурмане, а название появилось только после революции.
Все трюки, кроме одного (прыжка с пятого этажа на карниз четвёртого), Егор Бероев выполнял сам.
В другой раз по ошибке, также связанной с пиротехникой, сильно пострадал Егор Бероев: на съёмках первой сцены фильма четыре подсолнуха были заряжены пиротехническими устройствами, имитировавшими разрывы пуль. Сцена была рассчитана по шагам актёра (чтобы он не подставлялся лицом под разрывы), но Егор сбился с шага, и и фрагменты подсолнухов полетели ему в лицо, по счастливой случайности не задев глаз.
В сцене, где Фандорин, замаскировавшись под мужика (в фальшивой бороде и шляпе), встречает Варю из госпиталя, Эраста Петровича озвучивает Леонид Парфенов.
Александр Олешко (Петя Яблоков), в жизни имеющий вполне нормальное зрение, провёл все съёмки в очках с толстыми стёклами в шесть диоптрий, чтобы обеспечить своему герою нужный взгляд и выражение лица.
В начальной сцене фильма — «поле с подсолнухами» — Фандорин убегает от турок с винтовкой Бердана (берданкой), в следующем кадре она чудесным образом превращается в винчестер.
Нашивки на руках у иностранных журналистов, освещающих ход войны со стороны Российской Империи, имеют бело-сине-красные цвета, но при Александре II государственными цветами были чёрный, жёлтый и белый.