Ньюман обучался в Йельском университете, начав карьеру кинокопозитора в 1984 году с фильма «Reckless» («Бесстрашный»). Прорыв в работе Ньюман совершил в 1994 году, когда был номинирован Academy Award за свои музыкальное достижение в фильмах «Little Women» («Маленькие женщины») и «The Shawshank Redemption» («Побег из Шоушенка»); в тот год он стал единственным кандидатом, кто номинировался дважды.
Успешно воспринимаемый критиками и коммерческим миром, Томас долгие годы писал музыку для кинематографа, включая известный оскороносный фильм «Красота по-американски» (Ньюман получил премию ‘Эмми’ за «Лучший саундтрек-альбом к кинофильму»), «Проклятый путь», м/ф «В поисках Немо», «Лемони Сникет: 33 несчастья», «Заплати другому», «Хороший немец» и «ВАЛЛ•И».
Ньюман сочинял музыку и для телевидения, включая музыкальную тему к сериалу «Boston Public» и минисериалу «Angels in America». Его музыкальная тема к телевизионному шоу «Six Feet Under» выиграла разом две премии ‘Грэмми’ в 2003 году в номинации «Лучшая инструментальная композиция» и «Лучшая инструментальная аранжировка».
В 1980-х в творчестве Ньюмана преобладало электронное звучание. Начиная с фильма «The Rapture» («Восторг») 1991 года в его творчестве стали чередоваться более традиционные оркестровые звуки с другими пассажами, в которых использовался тактика ‘shifting array’ с нетрадиционными, не-западными и модифицированными инструментами. Например, обработанный звук шарманки, расстроенной мандолины, таблы (индийский ударный музыкальный инструмент), зафуна (карманный саксофон) и др., а также электронные элементы применялись для того, дабы создать ударный, схожий гамелану (яванский оркестр ударных инструментов) звук.
С 1980-х Ньюман работал и в кино, и на телевидении, среди работ того времени были фильмы «Отчаянно ищу Сьюзэн», «С возвращением домой, Рокси Кармайкл», «Жареные зеленые помидоры», «Запах женщин», «Феномен», «Народ против Ларри Флинта» и «Заклинатель лошадей».
Что же касается его работы в наступившем веке, Томас стал композитором фильмов «Белый олеандр», «Сокровище нации», «Нокдаун», «Морпехи», «Как малые дети», «Араб», «Революционная дорога» и сериала «Ангелы в Америке».
Оформляя киноискусство музыкальным сопровождением, Томас Ньюман с легкостью делал переходы в работе от драмы к острой сатире, чем и заработал себе репутацию одного из самых универсальных композиторов Голливуда на нынешний день.