Детство и юность
Куинси Джонс-младший родился 14 марта 1933 года в Чикаго, штат Иллинойс старшим сыном в семье. Мать — Сара Фрэнсис — работала банковским клерком, страдала от шизофрении, отец — Куинси Джонс-старший работал плотником, а также был полупрофессиональным бейсболистом. Впервые начал играть на трубе и заниматься музыкой во время учёбы в начальной школе Раймонд. Когда ему исполнилось 10 лет, семья стала жить в Бремертоне, штат Вашингтон. Там юный Куинси посещал среднюю школу Гарфилда (англ. Garfield High School (Seattle, Washington)), где в возрасте 14 лет познакомился с 17-летним Рэем Чарльзом. Позднее начал обучаться музыке под руководством Роберта Блэквелла.
В 1951 году поступил в бостонский Дом музыки Шиллингера, штат Массачусетс, однако бросил учёбу после предложения поехать на гастроли в качестве трубача с оркестром Лайонела Хэмптона. Во время гастролей с Хэмптоном Джонс проявил дар написания песен, после чего переехал в Нью-Йорк, где получил ряд заказов на написание песен для таких артистов, как Дина Вашингтон, Дюк Эллингтон, Джин Крупа, Каунт Бейси, Сара Вон и Рэй Чарльз.
Начало карьеры
В 1956 году Куинси Джонс стал трубачом и музыкальным руководителем коллектива Диззи Гиллеспи в турне по Ближнему Востоку и Южной Америке. После возвращения в США Джонс подписал контракт со звукозаписывающей студией «ABC Records» и начал музыкальную карьеру в качестве лидера собственной группы. В 1957 году Куинси переехал в Париж, где изучал композицию и теорию музыки под руководством Оливье Мессиана и Нади Буланже. Помимо этого он также выступал в парижской «Олимпии», а позже стал музыкальным руководителем «Barclay Disques» — французского дистрибьютора «Mercury Records».
В 1950-х Джонс успешно гастролировал по всей Европе с рядом джазовых оркестров, в том числе «Free and Easy» Гарольда Арлена. Европейский тур закончился в Париже в феврале 1960 года, после чего с музыкантами из шоу Арлена Джонс сформировал свой собственный биг-бэнд под названием «Jones Boys», состоявший из 18 человек, среди которых были контрабасист Эдди Джонс и трубач Рейналд Джонс. Биг-бэнд совершил тур по Северной Америке и Европе, но, несмотря на восторженные отзывы зрителей и музыкальных критиков, прибыль от концертов не могла поддерживать группу такого размера. В результате оркестр Куинси Джонса распался, а сам Джонс оказался в условиях финансового кризиса. Ирвинг Грин, глава «Mercury Records», оказал Куинси Джонсу финансовую поддержку и дал новую работу в качестве музыкального руководителя компании — подразделения в Нью-Йорке.
1960-е—1970-е
В 1964 году Джонс был назначен вице-президентом звукозаписывающей компании, и в том же году он обратил свое внимание на другую музыкальную сферу — кинематограф. Первым фильмом, к которому он написал саундтрек, был «Ростовщик» режиссёра Сидни Люмета (1964).
После успеха «Ростовщика» Джонс оставил «Mercury Records» и стал проживать в Лос-Анджелесе, где активно продолжил писать музыку для таких кинофильмов, как «Тонкая нить / The Slender Thread» (1965), «Хладнокровно / In Cold Blood» (1967), «Душной южной ночью» (1967), «Золото Маккенны» (1969), «Заливное из денди / A Dandy in Aspic» (1968), «Иди, а не беги» (1966), «Ограбление по-итальянски» (1969), «Боб и Кэрол, Тед и Элис» (1969), «Последний человек / The Lost Man» (1969), «Цветок кактуса» (1969), «Побег» (1972) и других. Отдельно стоит упомянуть мини-сериал «Корни» (1977), композитором для которого выступил Куинси. При создании музыки для фильма, повествующего о судьбе чернокожих рабов и их долгом пути к освобождению, Куинси использовал африканские народные мотивы.
Одной из самых известных мелодий Джонса, написанных им в ранний период, стала композиция «Soul Bossa Nova» с оригинального альбома «Big Band Bossa Nova», использовавшаяся позднее в качестве саундтрека к канадскому игровому шоу «Definition», в фильме Вуди Аллена «Хватай деньги и беги» (1969) и в фильме Майка Майерса «Остин Пауэрс: Голдмембер» (2002); также семплы этой композиции были использованы канадской хип-хоп группой «Dream Warriors» в песне «My Definition of a Boombastic Jazz Style».
Помимо сочинения музыки к кинофильмам Джонс также работал в качестве аранжировщика для самых знаменитых артистов той эпохи, в их числе Фрэнк Синатра, Сара Вон, Билли Экстайн, Элла Фитцджеральд, Дина Вашингтон и Пегги Ли. Джонс также был продюсером всех четырёх синглов Лесли Гор, достигших миллиона продаж в начале и середине 1960-х годов: «It’s My Party», «Judy’s Turn to Cry», «She’s a Fool» и «You Don’t Own Me».
Этот период также ознаменовал собой выпуск 21 студийного сольного альбома Куинси Джонса, в их числе такие успешные пластинки, как «Walking in Space», «Gula Matari», «Smackwater Jack» и «Body Heat».
1980-е
В записи альбома Джонса «The Dude» в 1981 году приняло участие сразу несколько исполнителей: Патти Остин, Джеймс Ингрэм, Майкл Джексон и Тутс Тильманс, и в результате пластинка удостоилась трёх премий «Грэмми» в номинациях «Лучшая инструментальная аранжировка», «Лучшее вокальное R&B исполнение дуэтом или группой» и «Лучшая инструментальная аранжировка в сопровождении вокалиста(ов)».
В 1985 году Джонс выступил сопродюсером фильма Стивена Спилберга «Цветы лиловые полей». Фильм получил 11 номинаций на премию Оскар, в том числе и за лучший саундтрек, и открыл массовому зрителю такие колоритные фигуры, как Вупи Голдберг и Опра Уинфри.
После американской церемонии Music Award 1985 года Куинси Джонс использовал своё влияние и известность, чтобы привлечь большое количество популярных американских музыкантов и исполнителей для записи благотворительной песни «We Are the World» для сбора средств в помощь пострадавшим от голода в Эфиопии. Сама песня была написана Майклом Джексоном совместно с Лайонелом Ричи. В общей сложности в записи принимали участие около 50 человек.
В конце 80-х Джонс собрал всех популярных темнокожих музыкантов под свое крыло и записал с ними ставший легендарным альбом «Back On The Block», где новомодный рэп соседствовал с музыкой соул, а едва появившийся стиль техно - с джазом.
1990-е — настоящее время
Начиная с конца 1970-х годов Куинси пытался убедить Майлза Дэвиса, с которым ему также довелось сотрудничать, вернуться к исполнению музыки, написанной им ранее. В 1991 году Дэвис, уже будучи больным пневмонией, смягчился и согласился принять участие в джазовом концерте на фестивале в Монтрё. В результате альбом «Miles & Quincy Live at Montreux» стал художественным триумфом.
Параллельно с концертной деятельностью Джонс руководил своим собственным лейблом звукозаписи «Qwest Records», а также возглавлял работу компании «Qwest Broadcasting» — одной из крупнейших вещательных компаний США.
В 2001 году Куинси Джонс опубликовал свою автобиографию под названием «Q: The Autobiography of Quincy Jones», а 31 июля 2007 года в сотрудничестве с «Wizzard Media» запустил «Quincy Jones Video Podcast». В каждом эпизоде Джонс делится своими знаниями и опытом в области музыкальной индустрии. Кроме автобиографической книги, в 2001 году Куинси Джонс подготовил также и автобиографический альбом «The Musical Biography of Quincy Jones», который принёс ему 27 по счёту премию «Грэмми» в номинации «Лучший немузыкальный альбом».
Сотрудничество с Фрэнком Синатрой
Впервые Куинси Джонс выступил вместе с Фрэнком Синатрой во время благотворительного концерта в клубе Монако «Sporting Club» в 1958 году. Через 6 лет Синатра связался с Куинси для продюсирования своего второго альбома в соавторстве с Каунтом Бейси, который назывался «It Might as Well Be Swing» (1964). Помимо этого Джонс аранжировал концертный альбом «Sinatra at the Sands» (1966). В 1984 году музыканты вновь объединились для записи пластинки L.A. Is My Lady.
Сотрудничество с Майклом Джексоном
Во время работы над фильмом «The Wiz», Майкл Джексон искал продюсера для своего предстоящего сольного альбома. Куинси Джонс порекомендовал несколько имен, но в конечном итоге самостоятельно взялся за производство пластинки. В результате диск «Off the Wall» (1979) был продан тиражом около 20 миллионов экземпляров, принеся Джонсу славу одного из самых мощных продюсеров в отрасли. Следующий альбом Джексона «Thriller» (1982) в сотрудничестве с Джонсом был продан тиражом 110 миллионов экземпляров и стал самым продаваемым альбомом всех времен. Джонс также был задействован в работе над альбомом «Bad» (1987, 45 миллионов копий). Позднее Джонс порекомендовал Джексону опробовать новый музыкальный жанр нью-джек-свинг, чтобы «обновить» свое звучание, после чего Джексон выпустил альбом «Dangerous» (1991), выполненный в данном стиле.
Личная жизнь
Официально Куинси Джонс был четырежды женат и является отцом семерых детей:
Джери Колдуэлл, 1957—1966; дочь — Джоли Джонс Левин;
Улла Андерссон (англ. Ulla Andersson), 1967—1974; дочь — Мартина Джонс и сын — Куинси Джонс Третий (англ. Quincy Jones III);
Пегги Липтон, 1974—1990; дочери: Кидада (англ. Kidada Jones) и Рашида Джонс, ставшие обе актрисами;
Дочь Рейчел Джонс, которая родилась в результате непродолжительных отношений с Кэрол Рейнолдс;
Дочь Кения, мать — немецкая актриса Настасья Кински, с которой Куинси Джонс поддерживал отношения в 1991—1997 годах.
Помимо этого является крёстным отцом Николь Ричи — приёмной дочери музыканта Лайонела Ричи.