Валентина Шарыкина пришла в Театр сатиры в 1962 году, окончив Театральное училище имени Щукина. Актриса прекрасных внешних данных, большого сценического обаяния, поющая, танцующая, она играет преимущественно драматические роли. Именно поэтому наиболее яркими работами Шарыкиной стали небольшие работы в музыкальных феериях «Волшебный фонарь» (телебенефис режиссёра Е.Гинзбурга) и «Секретарши» (постановка Ю.Васильева в Театре сатиры).
Однако актриса никогда не оставалась без работы. В театре она сыграла Эльмиру («Тартюф, или Обманщик» Мольера), Серафиму Владимировну («Бег» Булгакова), Миранду («Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М.Фриша). Полю («Баня» Маяковского), Зою Берёзкину («Клоп» Маяковского), Чебоксарову («Бешенные деньги» Островского), Габи («Восемь любящих женщин» Тома). Нежность, очарование и естественность в сочетании с некоторой строгостью придают героиням Шарыкиной особый шарм и привлекательность.
Триумфальной стала роль пани Зоси, своеобразного «домового» эпохального «Кабачка 13 стульев». Валентина Шарыкина участвовала во всех выпусках передачи, выходившей на ТВ на протяжении 15 лет. Поэтому в кино актриса снималась крайне редко. Среди фильмов с её участием: «Третий тайм», «Иоланта», «Июльский дождь», «Старшая сестра», «Егор Булычёв и другие», «Приваловские миллионы», «Дети Ванюшина», «Преступление», «Даун Хаус».
Статья : Дом полный любви
Пани Зося, красивая полячка с очаровательной улыбкой, стала для нескольких поколений мужчин предметом мечтаний, и почтовый ящик актрисы буквально раздувался от писем влюбленных поклонников. А сколько было предложений руки и сердца?! Однажды ей написал семнадцатилетний мальчик из Крыма, обещал жениться и предоставить ей комнату с видом на море, а также устроить продавщицей в гастрономе в этом же доме. Все это было и смешно, и трогательно. И очень далеко от ее реальной жизни, которая с утра до ночи заполняется профессиональной работой актрисы.
А двенадцать лет назад в ее жизни произошли совершенно неожиданные перемены: друзья на день рождения подарили ей щеночка, помещавшегося буквально на ладони. Обещали, что вырастет серебристый пудель, такой, как в сказке «Золотой ключик». И хотя в результате получился вовсе не пудель, а теплое, мохнатое существо, оно внезапно вызвало в ее душе поток любви. Остальные четвероногие друзья появлялись в их с мужем доме, спасаясь от верной гибели. Кого-то избивали на улице или везли на живодерню. Кто-то шел за мужем от метро замерзший и голодный, и Юрий Владимирович не смог уйти от этих просящих и таких несчастных глаз.
Когда собачонка приходила в себя, они всеми силами пытались пристроить ее. Правда, не всегда это получалось. Так выяснилось, что хозяин приблудного песика живет неподалеку. Попытались ему вернуть пропажу, да не тут-то было: песик стал плакать и кричать как ребенок, проситься обратно к ним. Пришлось оставить.
Недавно появились у них две кошки, тоже спасенные от голодной смерти. Как только Валентина Дмитриевна приходит домой, Соня тут же прыгает ей на плечо, трется о голову и поет песенку. А вот Сима сначала бросается к миске и уж только после еды, сытая и умиротворенная, мурлыкает свои вокализы. Вместе с кошками выбегают все шестеро собачек, лают, виляют хвостами, подпрыгивают, норовят лизнуть в губы. «Ну, кто так еще обрадуется тебе, как они?» – смеется актриса.
Уставшая после съемок и репетиций, Валентина Дмитриевна уходит с книжкой в свою комнату и читает. Вокруг укладываются ее питомцы, и наступает блаженный миг отдыха. Читает она разное, но больше всего – литературу для души. В последнее время это португальский писатель Паоло Коэльо и его романы «Пятая гора» и «Алхимик», романы Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети», японский автор Мураками. Сейчас взялась за книжку испанского священника Грасиана Бальтасара «Карманный оракул, или Наука благоразумия», которую хочется читать медленно, возвращаясь к удивительно мудрым мыслям о жизни, о любви, о дружбе и доброте. Так проходят ее редкие свободные вечера в Москве. А как только наступают теплые дни, муж с четвероногими друзьями уезжает на дачу, куда в отпускное время устремляется и она.
Вместе гуляют, собирают грибы, землянику. Потом надо все это насушить, засолить, сделать и закрутить под крышку салатов великое множество. А чуть появится свободная минутка, она усаживается на свалившуюся неподалеку березку, смотрит в небо и как будто останавливается после быстрого бега, слушая лес, пение птиц и ощущая дыхание вечности.
– Как вы сумели сохранить такую прекрасную форму? У вас что – есть какой-то свой рецепт молодости?
– Ничего особенного. Плаваю в бассейне, делаю ежедневно гимнастику и две зарядки, одну дыхательную – по Стрельниковой, вторую – тибетскую. Пытаюсь не разъедаться, соблюдая старинное правило: ужин отдай врагу. Но больше всего мне помогают чувствовать себя молодой любовь зрителей, преданность моих четвероногих друзей и надежный домашний тыл. А это мой муж. Я о таких, как он, раньше только в книжках читала. Ну разве можно с ним постареть?
Статья: Мужа нашла… под фонарем
- Валентина Дмитриевна, как вы попали в 'Кабачок'?
- Заведующий труппой нашего театра Георгий Зелинский, который создал эту передачу, пригласил меня на роль официантки. Так я стала пани Зосей, роль которой играла, пока 'Кабачок' жил на экране. Мне очень нравилось петь и танцевать, в передаче делала это с большим удовольствием. В Польше знали о нашей передаче и даже присвоили всем артистам, занятым в 'Кабачке', звание заслуженного артиста Польской Народной Республики. Еще у меня есть звание заслуженной артистки России.
- Актерские способности у вас проявились рано?
- Я была убеждена с первого класса, что буду только актрисой - я выросла за кулисами, ведь моя мама была артисткой оперетты. После школы поступила в Щукинское театральное училище, и мы с мамой из Сибири переехали в Москву, поменяв квартиру.
- В одном из интервью вы говорили, что очень не любите репетировать.
- В последнее время отношение к репетициям у меня изменилось. Судя по всему, раньше у меня не было контакта с режиссером, и репетиции для меня были занудной работой. К примеру, года два назад актер и режиссер нашего театра Юрий Васильев поставил музыкальный спектакль 'Секретарши'. Репетировать с ним оказалось настолько легко, интересно, что для меня процесс подготовки спектакля стал праздником.
- На ваш взгляд, с вами работать легко?
- Наверное, не очень. Порой меня захлестывают эмоции, и это мешает.
- Ваш творческий путь в театре начался с известного спектакля 'Проделки Скапена' Мольера, где вашим партнером был Андрей Миронов. Какие впечатления у вас остались от общения с ним?
- С Андреем мы учились на одном курсе в театральном училище. Еще студентами подготовили отрывок по произведениям Чехова и с этой работой вместе показывались в Театре Сатиры. Нас приняли сюда в 1963 году, так что для нас обоих 'Проделки Скапена' был первым спектаклем. Андрюша был светлым, лучезарным человеком, актером огромного таланта и обаяния, с потрясающим чувством юмора. Отношение Миронова к партнерам всегда было теплым. Никто из нас не мог представить, что Андрюша, наше ясное солнышко, со своей необычайной, особенной энергетикой, может уйти из жизни так рано.
- Артисты по природе своей - люди очень суеверные. У вас есть какие-то приметы или традиции?
- Конечно, есть. Когда я еду в метро, то обязательно выбираю вагон, сумма цифр в котором составляет сотню. Если мне это удается, то спектакль обычно проходит хорошо.
- Вы ведь еще и в кино снимаетесь, например в нашумевшем фильме 'Старшая сестра'.
- В этот фильм я попала, когда училась на четвертом курсе театрального училища. Мне предложили роль Шурочки, жены героя, Кирилла, которого сыграл Виталий Соломин. Я также снималась в картинах 'Дети Ванюшина', 'Егор Булычев и другие', 'Третий тайм', 'Июльский дождь', 'Преступление', 'Приваловские миллионы'... Но, вообще, должна сказать, что кинематограф не любит лиц, так сказать, заезженных. В этом плане мне очень помешал 'Кабачок '13 стульев'".
- Но ведь в бытность 'Кабачка' у вас было много поклонников.
- Может, они у меня и были, но мне просто некогда было обращать на них внимание. А однажды мне позвонил какой-то студент и говорит: 'Пани Зося, вы мне так нравитесь, я бы хотел хоть раз встретиться с вами'. Я согласилась встретиться возле метро. Я вышла из дома в обычном своем виде, с хозяйственной сумкой в руках. Возле метро подошла к юноше и говорю: 'Здравствуйте, я Валентина Дмитриевна Шарыкина, пани Зося из кабачка '13 стульев'. Смотрю, молодой человек так побледнел, что я за него испугалась. Сказав, что у меня больше нет времени, я попрощалась. А через неделю на проходной театра мне передали письмо. Этот студент с огромной обидой писал, что, мол, просил пани Зосю с ним встретиться, а она вместо себя послала какую-то женщину. Словом, не поверил мне.
- Что можно сказать про вашу семью?
- У меня не первый брак. В прошлом была замужем за актером, но у нас с ним семьи не получилось. С нынешним мужем живем уже двадцатый год. К сожалению, детей у меня нет, но по этому поводу я страдать себе не позволяю, потому что считаю это бессмысленным. Дома у нас живет веселая компания: пять собак, попугайчиха Лиска и крольчиха Маруська.
- А как относится к этой ораве ваш муж?
- Мы с ним обязанности по дому делим пополам.
- Если не секрет, где вы с ним познакомились?
- Под фонарем.
- ?!
- Как оказалось, после спектакля он шел за мной до метро. Был поздний мартовский вечер, и я испугалась: кто это за мной топает? Возле фонаря осмелилась повернуться и грозно спросить, почему, мол, вы за мной идете? И вдруг увидела безумно перепуганное лицо...
- И что, с перепугу вышли замуж?
- Выходит, так. Так что милым женщинам желаю не останавливаться у фонарей.
Автор: Леонид ГУРЕВИЧ