В 1962-1963 - параллельно учебе во ВГИКе занимался в Государственном. цирковом училище.
В 1964 окончил актерский, в 1969 - режиссерский факультеты Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИКа, мастерская С. Герасимова).
В 1964-1968, в 80-е годы - актер театра на Таганке.
С 1986 - главный режиссер и актер этого театра.
В 1989-1991 - министр культуры СССР.
После раздела театра - руководитель "Содружества актеров Таганки" ("нелюбимовская" фракция).
Заслуженный артист РСФСР (1985).
Актерский дебют в кино состоялся в 1961 году в фильме Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»). Наиболее известны его актерские работы в фильмах «Дворянское гнездо» (1969), «Они сражались за Родину» (1975).
В 1964 году принимает предложение Юрия Любимова и становится актером Театра на Таганке, но в 1968 году уходит из него.
С 1970 года работает режиссером-постановщиком на «Мосфильме».
В 1977 году он снял здесь автобиографичный фильм «Подранки», который сделал его знаменитым и принес приз «Бронзовый Хьюго» на Международном кинофестивале в Чикаго и приз «Золотая гроздь» МКФ в Сантарене.
В 1989–1991 годах был министром культуры СССР (седьмым и последним).
С 1995 по 2003 год – депутат Государственной думы РФ.
В 2001–2006 годах – член Совета по культуре и искусству при президенте России.
В настоящее время – депутат Московской Государственной Думы.
Жена - актриса Жанна Болотова. Детей нет.
Военное детство. Учёба
Николай Губенко родился 18 августа 1941 года в Одессе. Его отец был старшим лейтенантом, служил бортмехаником тяжелого бомбардировщика «ТБ - 3». Он ушел на фронт в июле 1941-го и через год погиб в воздушном бою под Луганском.
Мать Николая Губенко до войны работала главным конструктором одесского крекинг-завода. С началом войны осталась с четырьмя детьми на руках (три девочки и мальчик) и ждала пятого - Николая. Родила она его в одесских катакомбах, где вместе с детьми и родственниками пряталась от налетов фашистской авиации. Когда фашисты вошли в город, матери Губенко предложили работать в городской комендатуре (она хорошо знала немецкий язык), но она отказалась. И немецко-румынские оккупанты повесили женщину.
После гибели родителей сирот забрали соседи, дали им новые фамилии. Однако младший - Коля - остался с дедом (маминым отцом) и бабкой. Жили они очень тяжело, едва сводили концы с концами, и в 1947 году дед определил его в 5-й детский дом. Чуть позже его перевели в Суворовское училище с преподаванием в старших классах ряда предметов на английском языке. Это был этакий мужской монастырь на 250 мальчиков, в котором готовили кадры будущих офицеров-переводчиков, студентов Военного института иностранных языков. Однако, как показало будущее, Николаю Губенко была уготована совершенно иная судьба.
Страсть к лицедейству проснулась в Николае Губенко классе в 6-м. Однажды прямо на уроке он шутя пропел: «Смейся, паяц!..» И с тех пор иначе, как Артистом, одноклассники его не называли. Чтобы во всем соответствовать своему новому призванию, Губенко вскоре записался в школьный драмкружок. В первой же его постановке - самодеятельной пьесе «Находка-дочка» - Николай Губенко сыграл одну из ролей, причем женскую. В старших классах Губенко поступил в танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков, затем в молодежный ансамбль.
Заканчивая училище, Николай Губенко поступил в театральную студию при Доме актера. Одной из самых удачных ролей, сыгранных им в студии, был Бельведонский в «бане» Владимира Маяковского. Однако долго он в студии не задержался и в 1958 году поступил в труппу Одесского театра юного зрителя. Начинал свою карьеру с рабочей сцены, после чего был зачислен во вспомогательный состав (труппа этого коллектива насчитывала 32 человека, вспомогательный состав состоял из одного - Губенко). На сцене ТЮЗа Николай Губенко сыграл множество ролей, но в основном эпизодических. В одном из спектаклей он умудрился исполнить аж девять разных ролей.
Кино
Николай Губенко окончил сразу и актерский, и режиссерский факультеты ВГИКа, киношного вуза.
В кино он дебютировал как актер "сразу" у Марлена Хуциева, в 1961 году в фильме "Застава Ильича" («Мне двадцать лет»). И в Театр на Таганке он пришел из кинематографа. Но после четырех лет работы "вернулся" в кино. И до самого сего момента жизнь Губенко превратилась в такую череду возвращений - из кино в театр, из театра - в кино. С выходами в большую политику.
Как кинорежиссер снял шесть художественных фильмов, имеет ряд отечественных и международных призов за режиссуру фильмов «Пришел солдат с фронта» (1971), «Если хочешь быть счастливым» (1974), «Подранки» (1977), «Из жизни отдыхающих» (1980), «Запретная зона» (1980), «…И жизнь, и слезы, и любовь» (1984). Автор пяти сценариев к своим фильмам.
В фильмах Губенко чувствуется вкус к лирической поэзии, к музыке, к мелодраме. Он одинаково точно умел поэтически живописать жизнь обездоленных детей ("Подранки"), и веселое умирание оставленных стариков ("И жизнь, и слезы, и любовь...").
Фильмы «Подранки», «…И жизнь, и слезы, и любовь» были удостоены призов на международных кинофестивалях в Чикаго, Брюсселе, Тегеране, Рио-де-Жанейро, а картина «…И жизнь, и слезы, и любовь» — еще и приза католической церкви.
Театр. «Таганка» и «Содружество актёров Таганки»
Николай Губенко - фигура в нашем искусстве яркая и противоречивая. Его вера в добро и силу нравственности сама может стать украшением любого прямолинейного блокбастера. Русский актёр, режиссёр и сценарист, он был также последним министром культуры СССР. В своё время Николай Губенко боролся за возвращение изгнанного из страны Юрия Любимова, а в конфликте театра с уже вернувшимся Любимовым встал во главе оппозиции.
В 19800-м он вернулся на Таганку по просьбе Любимова, чтобы после смерти Высоцкого принять его, Высоцкого, роли, а поскольку многие из них были "общими", это было еще и возвращение к своим ролям. Амплуа у Высоцкого и Губенко на Таганке было одно - они оба были горланами-главарями. Губенко играл фигуры, ломавшие ход истории, судьбы стран и их населявших народов, будь то Годунов или Пугачев, Гитлер или Ленин (Керенский в "Десяти днях, которые потрясли мир" из их числа).
Потом произошёл конфликт и театр на Таганке раскололся. Сейчас уже стерлось, с чего все началось. Губенко говорит: "Если бы не претензии Любимова на приватизацию театра, никакого конфликта и не было бы". Актеры пришли к нему и попросили защиты.
Театр "Содружество актеров Таганки" был создан в апреле 1993 года решением Московского городского Совета народных депутатов. Основу труппы нового театра составили 36 актеров и часть сотрудников Театра на Таганке. В "половине", которую возглавил Николай Губенко, остались знаменитые, составившие славу общей Таганки Зинаида Славина, Михаил Лебедев, Татьяна Жукова, Наталья Сайко, Леонид Филатов, Инна Ульянова...
Театр «Содружество актёров Таганки», который он возглавляет, — театр в некотором роде опальный. О нём практически ничего не пишет пресса, его игнорируют фестивали, он не попадает в медийные рейтинги. То есть театр разделил судьбу МХАТа им. М. Горького, театра «непримиримой» Татьяны Дорониной, и не попадает в поле зрения читателей газет и журналов и зрителей ТВ. Но зато собирает полные залы каждый вечер.
К тому же в театре собраны замечательные актёры. Кому-кому, а Николаю Губенко никогда не изменяло чутьё на артистов. Достаточно посмотреть его фильмы, чтобы понять как тонко он чувствует актёрский ансамбль.
Жизнь в политике
В декабре 1995 года, оставаясь Художественным руководителем театра «Содружество актеров Таганки», был избран депутатом VI-го созыва Государственной Думы, где стал заместителем председателя Комитета Госдумы по культуре.
В Государственной Думе VII-го созыва Н. Н. Губенко стал Председателем Комитета по культуре и туризму.
В настоящее время Н. Н. Губенко — депутат Московской городской Думы.
Член Общественного совета Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие".
Член Президиума ЦК КПРФ с 20 апреля 1997.
Политика — театр для Губенко не менее острый, чем сама сцена. В кино, к сожалению, почти не снимается.
Сегодня
Сегодня его чаще видишь на трибуне Государственной думы, чем рассказывающим, тем более реализующим новые театральные замыслы. Он не снимается в кино и телесериалах и не снимает сам. И Жанна Болотова, его жена, совсем не играет. Было много предложений в кино в 90-е годы, но всё – не то, и оба от этих предложений отказывались, несмотря на трудное финансовое положение.
Мечта о реализации уже почти написанного сценария о своем опыте в должности министра культуры в жанре трагифарса по-прежнему - проект неопределенного будущего.
Однажды он сказал: "Если бы у театра были деньги или вдруг с неба свалились деньги на кино, то, конечно, мое участие в политике свелось бы к художественному осмыслению действительности ".
Использованы фрагменты статьи Григория Заславского «Центровой. К 60-летию Николая Губенко. Послеюбилейное»
Полный текст статьи