Владимир Басов родился 9 февраля 1959 года в семье известного актера и режиссера Владимира Басова и актрисы Натальи Фатеевой.
В 1991 году окончил ВГИК, курс Сергея Бондарчука.
Сниматься начал в начале 1970-х годов, играл в фильмах «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Время и семья Конвей», «Чужие здесь не ходят» и др.
Как режиссёр дебютировал в 1993 году фильмом «Бездна, круг седьмой».
Сын знаменитых родителей
В середине 50-х судьба свела актрису Наталью Фатееву с 32-летним режиссером Владимиром Басовым, делавшим свои первые шаги в кино. В 1957 году она сыграла одну из ролей в его фильме «Случай на шахте восемь», а спустя некоторое время они поженились. В 1959 году на свет появился мальчик, которого назвали в честь отца Владимиром.
Брак Фатеевой и Басова оказался недолговечным. Уже спустя несколько лет они развелись. Владимир остался с матерью. У Натальи не хватало времени на сына, и мальчик с детских лет был предоставлен самому себе. Воспитывали его дедушка с бабушкой. Никакого отношения к кино не имели, жили в Харькове. Дедушка был военный, а бабушка – директор ателье. В конце 60-х Наталья Фатеева вышла замуж во второй раз, за космонавта Бориса Егорова.
С 5-го класса он начал курить тайно, а с 8-го – уже открыто. Видя все это, мать в 1972 году пристроила сына в кино - он снялся в роли Феди Лобанова в фантастическом фильме «Москва-Кассиопея», а через год в его продолжении – «Отроки во Вселенной».
Наталья Фатеева, сама презиравшая советскую систему, привила эту нелюбовь и сыну, из-за чего у Володи часто бывали неприятности в школе. Он вспоминает: «Я фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали к директору, я хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня всему этому мама. Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это страшная страна. Мы с ней слушали Би-би-си и "Голос Америки". Она меня так настраивала...»
С отцом Басов–младший не общался до 18 лет. А потом вдруг подружились: «Просто я подрос, мы созвонились, встретились и стали дружить. Я понимал, что жизнь есть жизнь. Конечно, наверное, лучше б они с мамой не разводились, когда мне было 4 года. Но так уж случилось. Папа позвал меня сниматься в свою картину, потом в другую... Потом его хватил инсульт, и он четыре года лежал. И это уже были поездки по больницам...»
Личная жизнь
В 18 лет Владимир надумал жениться на дочери дипломата. Он привел ее в родительский дом, но мать не одобрила этого шага сына и вскоре попросила молодых жить отдельно. Какое-то время молодые скитались по снимаемым квартирам. Однако выдержали это испытание и, главное, не расстались. В 1984 году у них родился сын Иван.
Актер и режиссер
К тому времени Владимир уже окончил ВГИК - актерское отделение факультета режиссуры (1981, мастерская Сергея Бондарчука). В 80-е годы он много снимался в кино. Среди его работ – роли в саге «Время и семья Конвей», приключенческом детективе «Чужие здесь не ходят», комедии «Сон в руку, или чемодан» и др.
С начала 90-х Владимир Басов занялся режиссерской деятельностью: «После ВГИКа я несколько лет работал актером, снялся в 30 картинах. А в 1988 году возникла студия «Дебют», я принес туда один сценарий, другой, третий. И в 1991 году дебютировал как кинорежиссер. Тогда любой желающий, кто имел высшее образование, мог попробовать свои силы. В перестройку, чтобы снимать, «корочки» не требовались. Алеша Балабанов – педагог, Валера Тодоровский – сценарист. Мне вообще кажется, режиссура –это не профессия, а стиль жизни. Так мозги устроены.».
Первой его работой стал психологический триллер под названием «Бездна. Круг седьмой». Страшная, мистическая история о двух друзьях решивших нечестным путем завладеть старинной иконой. Потом были «Одинокий игрок», «Вместо меня», «Любовь.ru», «Чистые ключи», «Не забывай!» и «Срочно в номер» и др.
Работает над сериалами Басов–младший вместе со своей женой Ольгой: «Так получилось, что некому было работать. Кино было в застое, денег не платили, все ассистенты разбежались. И я попросил Ольгу помочь. Получилось. Я торпеда, которая идет по волнам, а Ольга – глубинная бомба, ее не видно, но она страшнее. То есть она отвечает за глубину повествования, а я за внешний вид.».