Отец - Гвоздиков Фёдор Титович (1911 г.р.). Мать - Гвоздикова Нина Николаевна (1921 г.р.).
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1971, актёрская мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).
С 1971 - актриса Театра-студии киноактера.
Учеба. Первые роли в кино
В 1967 году Наталья Гвоздикова поступила во ВГИК. Она училась в мастерской С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. На третьем курсе Наталья впервые появилась на экране в новелле Сергея Тарасова "Белые дюны" (1969).
По окончании ВГИКа в 1971 году Гвоздикова стала актрисой Театра-студии киноактера. Первой большой работой стала роль Светланы в детском фильме "Ох, уж эта Настя" (1971). В 1972 году актриса снялась в знаменитой "Большой перемене" режиссёра Андрея Коренева. Она сыграла Полину - жену главного героя, учителя истории Нестора Петровича. В этом фильме Гвоздикова предстала перед зрителями жгучей брюнеткой, снявшись в парике.
Среди других ролей тех лет: роль Тони Сагайдачной в эпической военной драме Тимофея Левчука "Дума о Ковпаке", эпизодические роли Наташи и телефонистки в фильмах Василия Шукшина "Печки-лавочки" и "Калина красная". И все же это были не те роли, которые могли принести славу актрисе…
Встреча с Евгением Жариковым
В 1973 году произошла встреча, изменившая жизнь Натальи. Её пригласили пробоваться на главную женскую роль в фильме "Микрорайон" по роману Лазаря Карелина. Главную мужскую роль должен был играть Евгений Жариков. К тому времени он уже много снимался и был довольно известным актёром. На его счету были роли в фильмах: "Снегурочка", "Иваново детство", "Три плюс два" и других.
Надо сказать, что Наталья к тому времени была замужем, но этот брак оказался неудачным. По словам актрисы, она уже тогда знала, что жить с прежним мужем не будет.
На пробы к фильму "Возле этих окон" Гвоздикова опоздала. Когда она пришла, Жариков ждал ее с недовольным видом. Вот как Наталья описывает их встречу: "Когда я вошла в комнату, Жариков уже был там, сидел с недовольным видом, нога на ногу, развалившись в кресле. При знакомстве он не встал, а так, знаете ли, слегка замешкался. И я сразу почувствовала к нему неприязнь, хотя особого повода, собственно, и не было. Это была наша первая встреча.
Закончилась она тоже не слишком многообещающе. Прежде чем начать работать, я прикинула время окончания съемок и, поняв, что домой своим ходом уже не доберусь, попросила после репетиции предоставить мне машину. Женя потом признался, что был поражен моими "претензиями": "Ну и принцесса! Еще студентка, а уже машину требует..." Проще говоря, после первой встречи между нами ничего, кроме взаимной неприязни, не возникло".
И все же им пришлось работать вместе. "Поначалу мы просто привыкли находиться вместе, затем, естественно, начали присматриваться друг к другу, - вспоминает Наталья. - Неприязнь со временем ушла, и даже, как ни странно, возникла некая обоюдная симпатия".
"Рожденная революцией"
В 1974 году Григорий Кохан приступил к съёмкам телевизионного 10-ти серийного фильма "Рождённая революцией". Гвоздикова и Жариков, отношения между которыми переросли в любовь, собирались пробоваться вместе. Но тут Наталья заболела, и Евгений отправился один. Его утвердили на главную роль. На роль его возлюбленной Марии тоже уже была претендентка. Но внезапно из Москвы пришло распоряжение - актрисе запретили сниматься по причине не совсем подходящей национальности.
Стали пробовать других актрис, и Евгений Жариков воспользовался этим. С Натальей они разыграли перед режиссёром небольшой спектакль… Когда на пороге студии возникла слегка запыхавшаяся Гвоздикова, заявившая что она пришла на пробы, Евгений Жариков тут же воскликнул: "Григорий Романович, посмотрите, именно та, что нам нужна!".
Режиссёр не о чем не догадался. А дальше… рассказывает Наталья Фёдоровна:
"Я ужасно нервничала - ничего не получалось. Это был настоящий кошмар, ужас! Даже заплакать не смогла, когда попросили. Сделали перерыв. Женя отозвал меня в сторону и говорит: "Ты когда-нибудь пользовалась на съемках нашатырным спиртом?" Я отвечаю: "Нет". "Сейчас не только ты, а вся съёмочная группа зарыдает..." Возвращается из медпункта с флаконом нашатырного спирта. "Значит так, - по-хозяйски мне говорит, - налей нашатырь в носовой платок, крепко зажми и держи, чтобы спирт не выдохся. Когда будет нужно заплакать, поднесешь платок к носу, вдохнешь поглубже - и пойдёт как по маслу."
Стоит ли описывать, что произошло дальше? На пробе у меня перехватило дыхание, глаза вылезли из орбит... Текст я продолжала говорить на полном автопилоте. Ну, думаю, все, погибла!.. А режиссёру Григорию Кохану, представьте себе, мой "столбняк" понравился. И меня утвердили".
На пробах Евгений сделал Наталье предложение. Из-за съёмок у них не было медового месяца. Свадьбы тоже как таковой не было. Молодых отпустили со съёмок на пару дней в Москву - расписаться. Брат Евгения - военный - отвёз их в ЗАГС и обратно на дребезжащем армейском "газике". С тех пор Евгений и Наталья неразлучны.
Другие работы в кино
Роль Марии Кондратьевой стала звёздным часом Натальи Гвоздиковой, сделала её в один миг всенародно-любимой актрисой. В то же время эта роль закрепила за ней некоторые стереотипы. К примеру, её героиня в фильме отлично владела французским языком, хотя на самом деле Гвоздикова его совершенно не знала. Но в дальнейшем в кино её этот язык постоянно преследовал. Режиссеры, убежденные в её способностях постоянно вставляли в ее роли хотя бы одну маленькую фразу.
А однажды и вовсе пришлось играть на французском. Наталья Фёдоровна вспоминает: "Молодому польскому режиссёру Роберту Глински понадобилась русская актриса, которая должна была сыграть дворянку. Говорить по-французски требовалось практически весь фильм. И кто-то ему ляпнул, что Наталья Гвоздикова знает французский язык. Мнепозвонили и скромно спросили - смогу ли я сказать пару фраз по-французски. Я ответила, мол, конечно, нет проблем. Когда же мне дали сценарий, я пришла в ужас - столько там было текста. Слава Богу, что сын - лингвист. Фёдор мне все перевел, поставил произношение. Днем и ночью слова учила, измучилась вся! Везде висели листки - в ванной, в коридоре, на столе... А на съемках Роберт сказал, что я слишком хорошо говорю по-французски, надо бы похуже. Самое обидное, что этого фильма я так и не видела...".
После сериала "Рождённая революцией" Наталья Гвоздикова много и интересно снималась. Она продолжила съемки в фильме "Дума о Ковпаке", сыграла роль Тони в криминальной драме "Опасные друзья". Героини, которых приходилось играть Наталье Гвоздиковой, практически всегда были воплощением положительного образа. Но иногда бывали и исключения. В психологической драме "Ночь самоубийцы" актриса сыграла, как она сама выразилась, "жуткую сволочь-милиционершу".
С середины 80-х Гвоздикова, в отличие от своего мужа, снимается в кино все реже. Наталья Фёдоровна признается: "Был период, чего скрывать - раздражалась, сердилась, ворчала: как это его приглашают, а меня нет. В общем, сама себе портила жизнь, чего-то все накручивала себя. Но потом смогла в себе это подавить, и не просто подавить - исключить. Конечно, я не могу сказать, что засыпана предложениями, но все равно от некоторых ролей пришлось отказаться. Предлагают в основном криминальные сериалы, но после "Рожденной революцией"... Пустое мелькание мне ни к чему. Ни денег приличных, ни интереса, а должно быть хотя бы что-то одно".
Личная жизнь
Вот уже более тридцати лет Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков живут вместе. Было время, когда их называли самой красивой парой Советского Союза. Как признается сама актриса, были моменты, когда они находились в шаге от развода. И все же любовь и уважение друг к другу оказывалось сильнее.
Сын Натальи Фёдоровны и Евгения Ильича Фёдор к актёрской профессии не имеет никакого отношения. Он закончил иняз, получил офицерское звание и стал переводчиком.
Любит читать исторические исследования Соловьёва, Карамзина, Ключевского. Любит балет, творчество Г.Улановой, Е.Максимовой. Лопаткиной. С удовольствием слушает симфонические произведения в исполнении Максима Федотова и Спивакова (ансамбль "Виртуозы Москвы"), а также эстрадные песни Ларисы Долиной и Александра Серова. Любимые актеры театра и кино: Раневская, Гриценко, Смоктуновский, Стржельчик, Яншин, Андровская.
Любит животных: собак, кошек, птиц. Есть собака - Рональд Сноу - английский коккер спаниель, и волнистый попугай Петруша. Имеет 2-й взрослый разряд по спортивной гимнастике, любит плавание, бокс, гимнастику и прыжки с трамплина.
Настоящее
Наталья Гвоздикова Член Союза кинематографистов с 1976 года. Действительный член Академии "НИКА" с 1993 года. В настоящее время является заместителем председателя правления общества "Книга" г. Москвы, советником по культуре Ассоциации "Книга. Просвещение. Милосердие", председателем приемной комиссии Фонда "Актёры - милосердие".