Начало
Люсиль Фэй ЛеСюёр (Lucille Fay LeSueur) родилась 23 марта 1905 года в городе Сан – Антонио, штат Техас. У нее французские корни со стороны отца и ирландско – шотландско – английские со стороны матери. Отец бросил ее мать Анну и брата Хала еще до рождения малышки; девочку вырастила мать, которая впоследствии ещё несколько раз выходила замуж. До 16 лет у нее было три отчима.
В начале 1920 – х годов Люсиль поступила в Стивенс Колледж (Stephens College) в городе Коламбиа, штат Миссури, но вскоре его бросила. Работала на случайных местах (в том числе оператором эскалатора в супермаркете), стриптизёршей, артисткой кордебалета и в непристойных фильмах. Она с детства хотела стать танцовщицей, брала уроки, регулярно участвовала в танцевальных конкурсах. В 1923 году она выиграла любительский конкурс эстрадных исполнителей в Канзас – Сити и уехала выступать в клубах Чикаго, Детройта и Нью – Йорка.
Голливуд
В самом начале 1925 года она решает попытать счастья в Голливуде и почти сразу получает роль в фильме «Красавицы» (Pretty Ladies). Она подписывает договор со студией Metro – Goldwyn Pictures и по настоянию студии берёт постоянный псевдоним «Джоан Кроуфорд». Была вынуждена поменять свое настоящее имя Люсилль Ле Сюер по настоянию главы «MGM» Луиса Майера, который сказал, что оно звучит, как «sewer» (канализация). Свой псевдоним актриса получила в результате конкурса, устроенного журналом «Movie Weekly». Первоначально победителем было объявлено имя Джоан Арден, но некоторые читатели заметили, что такая актриса уже была. Поэтому победу в конкурсе одержала женщина – инвалид из Олбани, предложившая имя Джоан Кроуфорд, и получившая приз в размере 500 долларов. Актрисе не понравилось ее новое имя, среди друзей ей нравилось, чтобы ее называли Билли. Среди фильмов этого периода с её участием представляют интерес комедия Гарри Эдвардса «Бродяга, бродяга, бродяга» (Tramp, Tramp, Tramp; 1926) и драма Тода Броунинга «Неизвестный» (The Unknown, 1927).
Однако настоящий успех приходит к ней только после исполнения главной роли в фильме «Наши танцующие дочери» (Our Dancing Daughters, 1928), за которым следуют ещё несколько успешных фильмов. Появление звукового кино, которое привело к вынужденному завершению карьер многих актёров, не повлияла существенно на Кроуфорд — у неё был сильный и выразительный голос. Первым звуковым фильмом Кроуфорд стал «Недотрога» (Untamed, 1929), в котором она также исполнила несколько песен. В 1930 – х годах её карьера развивалась успешно, она оставалась одной из ведущих актрис студии MGM и снялась в таких важных фильмах, как «Гранд – отель» (Grand Hotel, 1932), «Сэйди Макки» (Sadie McKee, 1934), «Только без дам» (No More Ladies, 1935) и «Любовь на бегу» (Love on the Run, 1936).
В 1943 году Джоан Кроуфорд покидает MGM, поскольку студия перестала предагать ей роли, соответствующие её запросам, и переходит в Warner Brothers. Сотрудничество с этой студией приносит актрисе её единственный «Оскар» за главную роль в фильме «Милдред Пирс» (Mildred Pierce, 1945). Заслужив впоследствии за свои роли ещё две номинации, но так более и не получив премий, Кроуфорд в начале 1950 – х начинает сниматься всё меньше и с существенно меньшим успехом. В 1956 году она в пятый раз выходит замуж — на этот раз за Альфреда Стила, председателя совета директоров компании PepsiCo. После его смерти в 1959 году она, продолжая эпизодически сниматься в кино, работала в компании как руководитель пресс – службы до 1972 года.
Личная жизнь
Совсем юной Джоан влюбилась в известного бродвейского актера. Речь уже зашла о женитьбе, но Джоан вовремя услышала о его связи с другой женщиной. Она рассталась с возлюбленным. Ее сердце было разбито. В отместку Джоан вышла замуж за саксофониста Джеймса Уэлтона. Брак оказался недолгим – 1923–1924 гг. После развода Джоан меняла любовников еще стремительнее, чем прежде.
Следующим избранником Джоан стал Дуглас Фэрбенкс – младший (1929–1933). Его отец и мачеха Мэри Пикфорд возражали против этой связи, поэтому им пришлось сбежать и пожениться тайком.
Ее брак уже дышал на ладан, когда состоялось знакомство с человеком, которого Джоан впоследствии назвала величайшей любовью всей своей жизни — Кларком Гейблом. Она внимательно следила за его игрой и пригласила на главную роль в фильме “Одержимая”. На съемочной площадке Кларк пленил ее. В нем было, как она выражалась, “больше чисто животного волшебства, чем у кого – либо еще”. Спустя много лет Дэвид Фрост спросил ее, в чем заключалась притягательность Гейбла. Ответ Джоан был короток, но настолько неприличен, что его пришлось вырезать из интервью.
Поговаривали, что они поженятся, но студия встала стеной против любых брачных планов, так как оба состояли в то время в браке, и “МГМ” не могла позволить, чтобы главные звезды одновременно затеяли громкие бракоразводные процессы. Тем не менее их отношения выдержали испытание временем и продолжались, невзирая на многочисленные увлечения и браки обоих, с 1931 по 1960 год, когда Гейбл умер. Джоан первой поспешила утешить Гейбла, когда в 1942 году погибла в авиакатастрофе его третья жена Кэрол Ломбард. С «королем Голливуда 30 – 40 – х годов» Кларком Гейблом Джоан снялась в 8 фильмах.
Следующим мужчиной в жизни Джоан был Франшо Тоун, театральный актер, новичок в Голливуде. Считалось, что он очень хорошо сыграл в “Танцующей леди” с Джоан Кроуфорд и Кларком Гейблом. Они прожили вместе 4 года (1935–1939), но затем развелись.
В 1942 году Джоан вышла замуж за актера Филлипа Терри. В те годы она была крайне занята, так как усыновила двоих детей; впоследствии к ним прибавились еще двое (из–за многочисленных абортов актриса потеряла возможность рожать сама). Ее жизнь была расписана по минутам, и для мужа выделялся один час во второй половине дня. Неудивительно, что и этот брак оказался недолговечным: в 1946 году они развелись, и Джоан снова поклялась, что больше никогда не выйдет замуж. «Я была чрезвычайно сексуальна» - объясняла она позднее свой непомерный аппетит.
Потом она познакомилась с Альфредом Стилом, бывшей звездой студенческого футбола, ставшего президентом компании “Пепси – Кола”. Их первое свидание состоялось в Лос – Анджелесе: Стил, женатый мужчина, прилетел из Нью – Йорка, чтобы пригласить Джоан на ужин. Это произвело на нее сильное впечатление. Когда Стил развелся, они поженились (в 1956 году). Джоан и ее новый муж, люди чрезвычайно волевые, ссорились, как кошка с собакой. И все же этот бурный брак оказался счастливым. Супруги оставались вместе до кончины Стила в 1959 году. Ему было пятьдесят восемь лет. Оставшись после его смерти без гроша, Джоан снова стала сниматься.
Джоан Кроуфорд умерла от рака 10 мая 1977 года в Нью – Йорке.
После смерти Джоан ее приемная дочь Кристина Кроуфорд попыталась подорвать репутацию матери, написав книгу “Дорогая мамочка” и снявшись в одноименном фильме.