ФЭКС
Среди большого количества киношкол Ленинграда и Москвы середины 20-годов «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) занимала особое место. В мастерской ФЭКС собрались удивительные люди, ставшие впоследствии легендами отечественного кино: режиссеры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и Сергей Герасимов, актеры Олег Жаков, Елена Кузьмина и Янина Жеймо. В эту же мастерскую поступил и Андрей Костричкин.
ФЭКСовцы прежде всего ориентировались на поиски собственной кинематографической выразительности, а искали они её в так называемых «низких» жанрах – эксцентрике, пантомиме, клоунаде, в цирке, на эстраде, в балаганах. Они отрицали театральные традиции в кинематографе и избегали психологического раскрытия персонажей своих фильмов.
Андрей Костричкин – один из лучших воспитанников мастерской – был невероятно пластичен. Его преображения на съёмочной площадке были мгновенными и впечатляющими. Невысокий, худой, комичный, в пантомиме он мог одновременно изображать стройного тореадора и разъярённого быка. Его лучшей ролью не только того периода, но и всей жизни вообще стала роль Акакия Акакиевича в «Шинели».
Авторы фильма стремились сделать зримым не сюжет, а дух и сам стиль прозы Гоголя, явить на экране его мистический и, по сути, действительно эксцентричный мир. Фильм «Шинель» пронизан той же темой возвышенных миражей, которые подчиняют себе сознание чистосердечного идеалиста. У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой ФЭКСов молод, полон надежд, его душа открыта миру. Андрей Костричкин сыграл мечтателя. Маленький чиновник безнадёжно вздыхает о прекрасной Незнакомке, являющейся ему на Невском в ореоле искрящихся снежинок... Однако прекрасная дама оказывается всего лишь проституткой. Вынесенный урок напрочь отбивает у него желание знакомиться с дамами. Проходят годы, и у него остается единственная мечта: новая шинель.
Великий французский мим Марсель Марсо, вдохновлённый этим фильмом, даже создал свою пантомиму по повести Гоголя.
Впоследствии успех Костричкина в «Шинели» породил подражательные ленты, в которых актёру так или иначе приходилось варьировать образ горемычного «маленького человека». Это были Чучугин («Чужой пиджак»), Ян Кнукке («Женитьба Яна Кнукке»), Бирман («Города и годы»), Иванов («Двадцать два несчастья»), «Тараканиус» («Кондуит»).
Костричкин и Жеймо
В ФЭКСе Андрей Костричкин познакомился с очаровательной Яниной Жеймо. К тому времени она, несмотря на юный возраст, уже была известной цирковой артисткой. Но девушку манило кино, и она решила пожертвовать своей карьерой ради этого удивительного мира.
Вместе они снялись в нескольких фильмах: «Мишки против Юденича», «Шинель», «Братишка» и другие.
Тогда же молодые люди решили соединить свои судьбы. У них родилась дочь, которую тоже назвали Яниной (впоследствии она всю жизнь проработала литобработчиком на «Мосфильме»). Но семейная жизнь Костричкина и Жеймо оказалась недолгой, и вскоре они расстались.
С возникновением звукового кино Андрей Костричкин отошел от съемок. Он практически полностью посвятил себя работе в театре. С 1938 по 1941 г.г. Костричкин работал в ленинградском ТЮЗе, с 1942 года - был актером Блокадного театра, а впоследствии выступал на сцене Драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской.
В кино в эти годы актер играл исключительно эпизоды. Но и в новых условиях он привносил в фильмы нечто «костричкинское», рождённое в фэксовской школе. Достаточно вспомнить его Домового в фильме-сказке Геннадия Казанского «Снежная королева», старичка на свадьбе в мелодраме Михаила Швейцера «Чужая родня» или деда Есенина в биографическом фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт».
Андрей Александрович Костричкин ушёл из жизни 28 февраля 1973 года. Похоронен актёр на Северном кладбище в Ленинграде.