В свой режиссёрский дебют «Боб Робертс», вышедший на экраны в 1992 году и высмеивающий мир большой политики, актёр Тим Роббинс пригласил десяток своих популярных коллег. Нашлись роли и для его воспитанников из театральной труппы «Банда». У главного героя фильма, кантри-певца Боба Робертса, решившего стать президентом США, было море фанатов. Особенно выделялся среди них один широколицый парень, в финале сидевший под деревом у дома Робертса с надписью «Боб» на лбу. Сейчас не все узнали бы в нём 22-летнего Джека Блэка, который впервые появился на большом экране, но едва ли кто-то стал бы отрицать, что уже тогда в нём чувствовалась мощная энергетика. Сразу было понятно: этот далеко пойдёт!
Потому что мы «Банда»!
К этому моменту Джек шёл достаточно долго, и после потребовалось ещё немало усилий, прежде чем актёра по-настоящему признали. Начиналось же всё вполне банально: трудное детство, полное отсутствие интереса к актёрству, а потом случайное обретение смысла жизни и долгий путь наверх.
28 августа 1969 года в городке Хермоза-Бич, штат Калифорния, в семье Джудит Блэк, урождённой Коэн, и Томаса Джека Блэка старшего родился мальчик, которому, кажется, уготована была самая банальная жизнь. Даже имя ему дали обычное: без особой фантазии родители решили назвать новорожденного Томас Джек Блэк младший. Хотя, надо признать, Томас Джек Блэк старший был личностью примечательной. Со своей женой он познакомился на работе - как это называют у нас, в «почтовом ящике», где велись разработки систем спутникового слежения для Министерства обороны США. Жена была религиозной еврейкой, и ради неё Томас принял иудаизм, в котором позже воспитывался и их сын. Томас и Джудит были страшными трудоголиками, и на отпрыска у них вечно не хватало времени. Как, по всей видимости, и друг на друга: когда мальчику исполнилось 10 лет, его родители развелись. Он остался с отцом, сведя общение с матерью к еженедельным посещениям. Развод не сильно травмировал Джека - он привык общаться с родителями крайне мало и понял, что полностью предоставлен самому себе. Он был уличным пацаном, драчуном и хулиганом, которому скорее светила тюрьма, чем приличный колледж. И тут в его жизни наступил тот самый переломный момент: волей судеб Джека занесло в школьную театральную студию. Поначалу он не очень понимал, что там делает. Позже в интервью он сравнивал свои первые ощущения с пением в церковном хоре, где испытывал то же чувство нелепости происходящего. Однако в какой-то момент он с удивлением обнаружил, что ему нравится кривляться перед полным залом людей.
После школы Блэк подал документы в Калифорнийский университет. Родители уговаривали его поступать на факультет психологии, но в Джеке уже жила неугасимая любовь к театру, и он поступил на актёрский. И тут ему невероятно повезло. На базе университета существовала авангардная театральная труппа «Банда», возглавляемая его выпускником Тимом Роббинсом. В неё-то и удалось попасть Блэку. Роббинс к тому моменту уже добился известности как актёр, сыграв в «Лучшем стрелке», «Говарде-утке», «Смерче» и «Эрике-викинге», так что Джеку было на кого равняться.
На втором курсе Блэк решил оставить учёбу, чтобы она не мешала его работе в театре. Начинающего актёра не испугало даже то, что разгневанный отец лишил его финансовой поддержки. Первый шаг на профессиональную сцену Джек сделал в 1989 году на фестивале в Эдинбурге, где Роббинс показывал свою постановку «Резня». Однако до дебюта на экране было ещё далеко.
Защита и нападение
Справедливости ради стоит отметить, что впервые перед камерой Блэк появился в 13 лет - в рекламном ролике игровых приставок Atari. Но, конечно, этот опыт нельзя воспринимать всерьёз. Хотя то, что тебя выбрали из целой толпы подростков, безусловно, окрыляет, и не исключено, что такая удача повлияла на последующее решение Джека заняться актёрским ремеслом.
В 1991 году Блэк впервые мелькнул на телеэкране в драме «Наш звёздный час» в микроскопической роли подростка, играющего в хоккей. Ну, а в 1992-м Роббинс пригласил его в свой режиссёрский дебют «Боб Робертс». Джеку досталась роль со словами, вдобавок он немалое время пребывал на экране, в финале так и вовсе крупным планом. Так что его было нетрудно выделить из всех, хотя в фильме снялись такие известные актёры, как Алан Рикман, Джанкарло Эспозито, Джон Кьюсак, Рэй Уайз, Сьюзан Сарандон, Хелен Хант, Дэвид Стретейрн, Джеймс Спейдер и Фред Уорд. И всё же Блэку ещё очень долго пришлось ждать своего звёздного часа.
Съёмки в эпизодах даже таких заметных картин, как «Настоящая любовь» (работа Джека осталась на полу монтажной), «Разрушитель» и «Водный мир», не отнимали много времени, а потому актёр нашёл себе другое занятие - музыку. В детстве он брал уроки игры на пианино, но у него была конкретная цель - научиться играть мелодию из «Розовой пантеры», а потому, как только Джек добился своего, пианино оказалось заброшено. Так что можно сказать, что музыкальными инструментами Блэк не владел, если не считать «воображаемую гитару» (игра на ней - популярное развлечение в Америке). А тут он решил взять в руки гитару настоящую, ибо давно и преданно любил рок. В этом деле Джек преуспел и вскоре основал группу «Tenacious D», в которую помимо него вошёл Кайл Гэсс, ещё один член труппы Роббинса. Название команде дало словечко Марва Элберта, любимого баскетбольного комментатора Джека, который так называл жёсткую защиту.
Пара получилась колоритная: два толстяка, патлатый и лысый, с уровнем интеллекта 13-летних подростков, поющие почти исключительно о сексе и своём мастерстве в этом деле. «Tenacious D» быстро снискали любовь публики и стали активно выступать по клубам Лос-Анджелеса. Блэк и Гэсс нашли замечательную фишку: смесь рок-концерта и выступления комиков, ибо группа издевалась над самыми заезженными приёмами хард-рока и срывала овации остроумием текстов. Раскрутке «Tenacious D» мешало лишь обилие ненормативной лексики в их песнях, закрывшее им дорогу на телевидение и радио.
Тем не менее, это был отличный способ заявить о себе, и Джек продолжал регулярно мелькать в популярных кинокартинах. В 90-е он успел засветиться в фильмах «Мертвец идёт» и «Колыбель будет качаться» (ещё две режиссёрские работы Тима Роббинса), «Кабельщик», «Фанат», «Враг государства»... И хотя многие отмечали, что Блэка невозможно не заметить и даже в самых маленьких ролях он перетягивает внимание на себя, говорить о популярности актёра всё ещё не приходилось.
Всё изменилось лишь в 2000 году, с выходом фильма «Фанатик». В эту экранизацию романа Ника Хорнби Джека пригласил Джон Кьюсак, игравший там главную роль. С Кьюсаком, основателем чикагской театральной труппы «Новые преступники», во многом равнявшейся на калифорнийскую «банду» Роббинса, Блэк дружил ещё с начала 90-х, но протекции тут никакой не было: роль Барри, страстного поклонника тяжёлого рока, вечно спорящего с героем Джона, словно написали специально для Джека. И актер, наконец, получил свою первую главную роль.
Гражданин Блэк
Создатели «Тупого и ещё тупее», «Все без ума от Мэри» и «Я, снова я и Ирэн» братья Фаррелли уже имели опыт работы с такими популярными комиками, как Джим Керри, Бен Стиллер и Ли Эванс, но, увидев «Фанатика», они поняли, что Джек Блэк - идеальный кандидат на роль Хэла в их новом проекте «Любовь зла». Помогла и музыкальная карьера Джека: малосимпатичный Хэл обращал внимание исключительно на красивых женщин, которые ему были явно не по зубам, а именно так вёл себя лирический герой Блэка в «Tenacious D».
Тот факт, что Джек играл в паре с Гвинет Пэлтроу, да ещё и гонорар в 2 миллиона долларов говорили о переходе актёра в высшую лигу. А окончательно расставила все точки над «i» комедия Ричарда Линклейтера 2003 года «Школа рока», в которой пригодились комический талант Блэка, его увлечение классическим роком и умение играть на гитаре. Теперь мы уже никогда не узнаем, был ли герой Джека, музыкант-неудачник Дьюи, так похож на него или просто он его таковым сделал, но, кажется, что эту роль не сыграл бы никто другой. Это был его бенефис, и в одной только Америке комедия собрала 81 миллион долларов.
Тем не менее, многие удивились, когда стало известно, что Питер Джексон позвал Джека в свой ремейк классического «Кинг Конга» 1933 года. Ведь это серьёзное кино, и комик там не требовался. Однако все вопросы отпали, когда появились первые промо-ролики и фотографии. Блэку досталась роль режиссёра Карла Дэнема, амбициозного и маниакально любящего своё дело, и в его облике вдруг проявился образ легендарного Орсона Уэллса, постановщика одного из лучших фильмов всех времён - «Гражданин Кейн». Как позже показала картина, с задачей Джек справился великолепно, и в том, что 207 миллионов, вложенные в проект, с лихвой окупились, вне всяких сомнений, была и его заслуга.
После неожиданного эксперимента Блэк вернулся в привычное русло, сыграв в фильме 2005 года «Суперначо». Католический монах Начо, тайком принимающий участие в боях мексиканских рестлеров, ещё раз продемонстрировал комедийный талант актёра, хотя сам фильм Джареда Хесса, заявившего о себе комедией «Наполеон Динамит», отличался, мягко говоря, некоторым своеобразием. Одновременно с этим проектом шла работа и над романтической комедией Нэнси Майерс «Отпуск по обмену», что, при всей безусловной комедийности доставшегося Джеку образа композитора Майлза, тоже стало неожиданным отходом от его сложившегося амплуа. Даже сам Блэк говорил в интервью, что очень удивился, когда его пригласили сниматься в этой картине.
Между тем играть любовь в «Отпуске» Джеку было очень легко, потому что любовь пришла и к самому актёру. После долгих отношений с комической актрисой Лорой Кайтлингер, начавшихся ещё в 1997 году на съёмках в одном из эпизодов сериала «Уилл и Грейс» и закончившихся в 2005 году, у Блэка закрутился бурный роман с виолончелисткой Таней Хейден, дочерью одного из лучших джазовых контрабасистов мира Чарли Хейдена. Когда-то они вместе учились в школе в Санта-Монике, но до весны 2005 года не встречались. В марте 2006 года они сыграли свадьбу, а через три месяца у них родился мальчик, которого назвали Сэмюэл Джейсон Хейден Блэк. Причём на достигнутом супруги останавливаться не захотели, и летом 2008-го, их семья пополнилась ещё одним членом.
Несмотря на то, что быть отцом - теперь любимая работа Джека, съёмки в кино он не прекращает. В марте 2008-го года на российские экраны вышло новое творение Мишеля Гондри «Перемотка», а в июне - анимационная лента «Кунг-фу панда», где комик озвучил главного героя, панду по имени По. Дальше последовала ещё одна заметная роль в комедии Бена Стиллера «Солдаты неудачи». Так что искать параллели с любимой песней актёра Back in Black группы «AC/DC» причин нет. Ведь чтобы вернуться, надо сначала уйти.