Творчество заслуженного артиста РСФСР Алексея Васильевича Сафонова интересно и разнообразно. Начав свой путь в кино с ролей молодых современников, героев положительных, с возрастом перешел на отрицательных персонажей. Точкой отсчета стал знаменитый Рольф в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Одновременно с актерской деятельностью Сафонов много работает на дубляже, а позднее на закадровом озвучении. Помимо этого Сафонов занимается литературным творчеством. В его багаже несколько пьес, две из которых – сказки для детей. Несколько пьес увидели свет на сценах столичных и провинциальных театров. Алексей Васильевич женат на красавице актрисе Наталье Казначеевой, известной по фильмам "Баламут" и "У матросов нет вопросов", подарившей ему дочь Анну…
А началось все в провинциальном городке Загорск, где и родился Алексей Сафонов (позднее Загорск был переименован в Сергиев Посад). Родители Алексея работали на оборонном заводе. Мама – начальник бюро труда и зарплаты. Папа – замначальника отдела труда. В начале войны семья Сафоновых была эвакуирована в Томск. Затем они вернулись в 1943 году. Родители продолжали работать на том же заводе.
Был в семье Сафоновых и один творческий человек. Родной брат отца Петр Григорьевич Сафонов работал актером в Московском областном театре, которым тогда руководил известный ныне театральный педагог Борис Гаврилович Голубовский. Алексей бывал на спектаклях у дяди. Петр Григорьевич часто водил Алешу за кулисы. Именно тогда и проявился интерес Алексея к искусству. Он стал много читать, интересоваться театром. При школе, в которой учился Алексей, был драмкружок. Но одно «но» очень мешало пойти туда. С самого рождения у Алексея был дефект речи – он картавил. Однако желание заняться театром пересилило стыд и смущение, и он стал заниматься в драмкружке.
Сразу после окончания школы Алексей поехал в Москву поступать во ВГИК. После первого тура Сафонову было сказано, что, если он хочет перейти на второй, ему обязательно надо исправить дефект речи. Между первым и вторым турами была месячная пауза. И Алексей в срочном порядке принялся заниматься у логопеда. Он обратился в Московскую клинику по лечению расстройств слуха и речи, и логопед, занимавшаяся с ним, за месяц сумела избавить Алексея от картавости. В итоге Алексей Сафонов поступил на курс Ольги Ивановны Пыжовой. Четыре года учебы были незабываемыми. Он учился вместе с Тамарой Сёминой, Романом Хомятовым, Натальей Кустинской.
На четвертом курсе Алексей впервые снялся в кино. Его пригласил на главную роль режиссер Иосиф Хейфиц. Фильм назывался «Горизонт». На картину возлагались большие надежды. «Горизонт» должен был стать визитной карточкой Сафонова. Но этого не случилось. В первоначальном варианте фильма герой Сафонова Сергей пожелал остаться интеллектуально свободным. Он хотел защитить свое человеческое достоинство и уехать с целины, поскольку не чувствовал себя там нужным. Посмотрев готовый вариант, киношное начальство сочло главного героя дезертиром и велело Хейфицу переделать фильм. В результате личность героя была уничтожена. Фильм прошел достаточно скромно и не снискал никаких лавров.
«Горизонт» вышел на экраны, когда Алексей заканчивал институт. Сразу после окончания ВГИКа Сафонов был зачислен в штат Киностудии имени Горького. После неудачного дебюта наступила небольшая пауза. И Алексей пробует свои силы в дубляже. Одной из первых таких работ стало озвучение фильма «Рокко и его братья». С этого момента Сафонов озвучил сотни картин. Причем дублировал не только иностранных «звезд», но и наших отечественных.
Одной из самых любимых актерских работ Алексея Васильевича является роль Мелюса в фильме греческого режиссера Маноса Захариаса «Конец и начало». К сожалению, сейчас этот фильм полностью забыт, но именно после него Сафонов начинает активно сниматься: «Хочу верить»(Алексей Трофименко), «Десятый шаг»(Глузкин), «Операция “Трест”»(Стырне) и другие.
В 1970 году Сафонов стал одним из первых исполнителей на экране роли Бухарина. Это был фильм «Поезд в завтрашний день» режиссера Виллена Азарова. Замысел возник таким образом: должны были реабилитировать Бухарина. И одна из основных линий была – спор Ленина и Бухарина о том, нужно ли заключать Брестский мир. Бухарин считал, что нужно, а Ленин – наоборот. Готовая картина настолько не понравилась кинематографическим чиновникам, что ее просто-напросто смыли. Фильм успели посмотреть буквально единицы.
В 1973 году Сафонов исполнил роль, которая сделала его знаменитым. Это был Рольф в «Семнадцати мгновениях весны». Когда Татьяна Михайловна Лиознова предложила ему эту работу, он сомневался, нужно ли ему это делать. Но материал был интересным. Впервые фашисты были показаны с человеческим лицом. С одной стороны, эта работа вроде бы прибавила Сафонову популярности. Но с другой – выбила его из амплуа нормального человека. Его начинают эксплуатировать только в ролях отрицательных персонажей. Был даже такой случай, когда Алексею Васильевичу без проб предложили главную роль в Киеве. Его герой был положительный, член партии. Когда Гостелерадио узнало, что эту роль будет играть Сафонов, то реакция была следующей: «Да что вы! Он только что запомнился в фашисте, а тут – член партии. Вы понимаете, какая ассоциация получается». Вначале Сафонов все это очень переживал. Надеялся, что когда-то эта полоса должна пройти.
Но она длилась еще очень долго. Теперь он все чаще воплощал на экране преступников или иностранцев: Голубков в телефильме «Анискин и Фантомас», Гиллер в «Мятежном “Орионе”», Морен в «Плате за истину», Колгерт в «Досье человека в “Мерседесе”». И только в 1989 году появилась по-настоящему стоящая роль. Режиссер Юрий Кара пригласил Сафонова на роль абхазского вождя Нестора Лакобы в фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». По сюжету, Сталин со своей командой приезжает в Абхазию, и Лакоба дает для них бал, всячески развлекая их. Но, развлекая гостей, Лакоба сам испытывает некое неудобство от этого, как бы предчувствуя свою трагическую судьбу…
Была еще одна интересная работа в фильме Леонида Осыки «Этюды о Врубеле», где Сафонов воплотил на экране великого русского художника Васнецова. В этом же фильме Алексей Васильевич является автором закадрового текста. Получилось так, что Осыка обратился к нескольким писателям с просьбой написать текст, но получившийся результат не устроил его. Тогда Сафонов сам пишет текст, который в итоге и звучит в фильме.
…В начале 90-х годов актерский штат Киностудии имени Горького фактически разрушился. Люди стали искать какую-то другую деятельность. Сафонов вместе с пианистом Виктором Лензоном делает музыкально-поэтическую программу «Скрябин и серебряный век русской поэзии», где под музыку Скрябина читает стихи Иванова, Мандельштама и Пастернака. Тогда же Сафонов начинает писать пьесы. Еще до этого он сочинял юмористические рассказы, которые показывал в разные издательства, но они не состоялись. Позднее было написано несколько пьес. Первая из них – сказка. Она была принята управлением театров Министерства культуры СССР и сразу же была поставлена в Севастополе. Всего Министерством культуры было куплено четыре пьесы Сафонова. Две из них увидели постановки в Питере и Москве. Сейчас в одном из московских театров готовится к постановке еще одна пьеса Алексея Сафонова.
В этот же период на телеэкраны страны хлынул поток американских и бразильских сериалов. И у актеров помимо дубляжа появился новый вид деятельности – закадровое озвучение. Сначала Сафонов работает как актер, а затем становится режиссером закадрового озвучения. В этом качестве работает и по сей день.
В личной жизни сначала складывалось не все гладко. Первый брак оказался неудачным. От него у Алексея Васильевича дочь, которой сейчас 36 лет. Она работает в компьютерной фирме. Второй супругой Сафонова стала актриса Наталья Михайловна Казначеева. Она окончила в 1979 году ВГИК, мастерскую Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова. Снималась в фильмах «Баламут», «У матросов нет вопросов», «Женатый холостяк» и других. Сразу после окончания института стала работать на дубляже. На одном из озвучений будущие супруги и познакомились. Вместе они уже больше двадцати лет. У них растет дочь Анна.