Во время учебы в школе, парень занимался музыкой по классу аккордеона, принимал активное участие в различных школьных конкурсах певцов и чтецов, приносил домой медали и грамоты на радость родителям.
Сергей Никоненко рано начал свой трудовой путь: работал кондуктором автобуса, затем почтальоном и при этом всегда мечтал поступить во ВГИК. Сергей вырос не в артистической семье, но свой путь определил для самого себя рано, твердо и навсегда. Страсть к лицедейству проснулась у парня уже в 13 лет от большой любви к одной из участниц драматического кружка в пионерлагере. Вернувшись в Москву, он записался в театральную студию в городском Дворце пионеров к преподавателю Елене Галкиной. Окончив десятый класс вечерней школы, Сергей Никоненко отправился осуществлять свою мечту - поступать на артиста.
Сергей Герасимов, видимо, помимо таланта сумел разглядеть что-то очень человечное в щуплом пареньке, отбирая из сотен претендентов нескольких счастливчиков в свою вгиковскую мастерскую. Потом этот курс назвали курсом "звезд": Жанна Болотова, Николай Губенко, Сергей Никоненко, Жаннна Прохоренко, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Жариков! Такого "созвездия" знаменитостей на курсе Герасимова не было, по их же признанию, со времен "молодогвардейцев" – Инны Макаровой, Ноны Мордюковой, Вячеслава Тихонова.
Театр
В институте Сергей Никоненко ухитрился переиграть почти весь классический репертуар, включая и Гамлета, а дипломный спектакль "Карьера Артуро Уи", благодаря прежде всего игре двух актеров - Николая Губенко и Сергея Никоненко, стал тогда явлением не только институтской хроники, но и всей культурной жизни столицы.
Одна из "культовых" театральных работ Сергея Никоненко – Василий Чапаев в спектакле по роману Пелевина. У Никоненко Чапаев не фурмановский, и не бабочкинский. Актер все больше ориентировался на фольклор, на анекдоты про Василия Ивановича.
Постановка "Все проходит" с участием Никоненко также шла при полном аншлаге. В этом спектакле был всегда момент азарта, творчества, и зал не оставался равнодушным. У Сергея Никоненко ко всему еще и несколько спектаклей антрепризных, с которыми он постоянно ездил по стране.
Кино. 1960-е
В свой деютный год в кино Сергей Никоненко снялся сразу же в двух фильмах: в роли Гриши Топилина в в мелодраме по одноименной пьесе Софронова у режиссеров Владимира Довганя и Ивана Кобзева "Сердце не прощает" и следом же в картине "Жизнь сначала". Дальнейшая работа актера в картине Герасимова "Люди и звери" передала напряженную внутреннюю работу ума и души молодого актера. Он сумел доходчиво донести физиологическую потребность в правде, гармонии и естественности своего героя и окружающего мира.
Как сложившийся же киноактер Сергей Никоненко впервые обратил на себя внимание в киноповести Азарова "Это случилось в милиции". Там он сыграл хотя и маленькую роль, но, что называется, заметную. Именно эта ранняя работа стала, в сущности, началом актерской биографии будущего великого актера.
После такой удачи его стали постоянно приглашать в кино. Сергей Никоненко стал одним из самых снимаемых актеров. На съемки к Александру Митте в школьную киноповесть "Звонят, откройте дверь!" Никоненко попал уже признанным профессионалом. Однако не случись в его актерской судьбе именно роли пионервожатого Пети, то, скорее всего и не доверил бы ему такую важную для режиссерской мысли роль редактора Саши Реутова Сергей Герасимов в своем "Журналисте". А тут роль Реутова специально предназначалась для Никоненко, Герасимов и в сценарии придал этому герою некоторые черты, привычки, манеры самого актера.
1970 –е
Актер профессионально, полно стремился раскрыть своеобразие национального характера своих героев в кинолентах "Странные люди", "Красная площадь".
После главной роли самого Сергея Есенина в фильме Геннадия Шпаликова и Сергея Урусевского "Пой песню, поэт" великий поэт просто вошел в жизнь актера. Тогда-то и возникла идея создания музея в память о Сергее Есенине. Никоненко долго не мог найти адрес дома, связанного с жизнью поэта. Перерыл в местных ЖЭКах груды старых домовых книг и нашел-таки - Сивцев Вражек, 44/14. Ба! Да ведь в этом доме родился и живет до сих пор сам актер - мистика какая-то! Так и стал работать Сергей Никоненко и хранителем музея, и его гидом, увлеченно рассказывающим посетителям о судьбе своего знаменитого тезки.
Роли сыпались на Сергея Никоненко как из рога изобилия. Актер один за одним создавал разноплановые образы, умело показывал своих героев с неожиданной точки зрения. Женя в приключении Бориса Григорьева "Мраморный дом". Толя Солоницын в картине "Там, за горизонтом" в партнерстве с Всеволодом Санаевым.
Отснявшись в одной картине, актер сразу же мчался на другие съемки. Захватывающая история любви колхозного комбайнера Степана Калашникова к собственной жене Лидии, блестяще сыгранная роль Лидии Федосеевой-Шукшиной, в комедии "Трын-трава", где Никоненко выступил и в роли актера и режиссера и автора сценария! Или развеселая жизнь удалого матроса Жукова в приключении "Волны Черного моря".
Или никоненковский тихий Яков в мелодраме "Неоконченная пьеса для механического пианино" гениального Никиты Михалкова, который собрал блистательный актерский ансамбль, в котором "сольный номер" имеет самостоятельное значение, но истолкован как часть целого: Сергей Никоненко, Александр Калягин, Елена Соловей, Олег Табаков, Павел Кадочников и сам Никита Михалков.
Как не похожи друг на друга герои Никоненко в киноповести "Хождение по мукам", роль бесхитростного Семена, или мудрый Иван, папа первоклассника Кирилла в детской комедии "Фантазии Веснухина" Валерия Харченко, или развеселый полицмейстер в мюзикле "Пока безумствует мечта".
1980-1990-е
Сергей Никоненко относился по своей сути к комедийным актерам. Да и сам он любил комедии, особенно такие, как "Елки-палки" по рассказам Василия Шукшина. Актер и по натуре человек веселый: похохмить, анекдоты рассказать - хлебом не корми, вот поэтому-то и сыграл он роль Николая Николаевича, механика по ремонту телевизоров, воображение у которого было ух… каким богатым!
Довелось Сергею Никоненко сниматься и у гениального Петра Тодоровского. В своей ретро драме "Анкор, еще анкор", великий режиссер доверил второплановые роли великолепным именитым актерам - Никоненко, Ильиной, Яковлевой. Они-то именно и раскрыли на экране все многообразие поколения победителей.
Также Сергей Никоненко создал запоминающие роли в военной картине "Ангелы смерти", бесстрашный Родимцев, и в мелодраме "Мастер и Маргарита", это хитренький Степа Лиходеев, и Николай Васильевич Горский в криминальной истории "Классик", и Арсений Мышко в "Китайском сервизе".
Сергей Никоненко никогда не бывал в творческом простое. Он много и охотно снимался, не пренебрегал маленькими ролями, если не было сценария, способного увлечь его как режиссера. С особым чувством вгиковского братства снимался актер и у будущих режиссеров в их дипломных работах.
Сериалы
А одно время актера буквально завалили предложениями. Предложения на съемки поступили сразу же в десять фильмов! Даже в "порно" звали сниматься, но актер твердо отказался: "Нет, ребята, тут вы ошиблись!" Правда, в спектакле "Нина", актер раздевался, но там, по его мнению, другое дело, - это искусство.
Впервые Никоненко засветился в сериалах в роли Виктора Алексеевича Гордеева или просто "Колобка" в знаменитой "Каменской" с Еленой Яковлевой и сразу же актер приглянулся сериальным режиссерам. И понесло, поехало! "Невозможные зелёные глаза" и "Одна любовь души моей", "Пан или пропал" и следом "Ребята из нашего города", "Тяжелый песок" и тут же "Родина ждет", "Граф Крестовский" и роль генерала Ренненкампфа в "Гибели империи".
Роль в сериале "Любовь как любовь" далеко перевалила у Сергея Никоненко за стопятидесятую по счету! Но актеру в радость такая востребованность. Чтобы сниматься в сериале "Любовь как любовь", ему пришлось отказаться от предложений в трех картинах. Сергей Никоненко всегда хотел иметь много детей - не получилось в силу разных обстоятельств, а тут в сериале "Любовь как любовь" в роли отца семейства появилась возможность наверстать.
Потом, по словам актера, у него также были совсем неплохие роли: Даев в сериале "Косвенные улики", Никита Комов в исторической киноленте "Пушкин. Последняя дуэль", Сусел в фэнтези "Охотник", Иванов, режиссёр театра в мелодраме "Вы не оставите меня" и капитан-артиллерист в военном фильме " Ленинград".
Режиссура
Именно в неустанном поиске вечного дела и состоит источник той внутренней энергии, которая заставляет Сергея Никоненко все время искать для себя новые пути. Когда не было хороших ролей, он много работал на эстраде, читал Пушкина, Есенина, Зощенко, Маяковского. Когда накопилось много собственных идей и окрепло решение, он вернулся во ВГИК, но уже на режиссерский факультет. Сегодня в режиссуре на его счету более десятка картин: "Птицы над городом", "Семьянин", "Брюнетка за 30 коп.", "Хочу вашего мужа", "Хочу в Америку", "Не хочу жениться".
Конечно же, не все фильмы были благожелательно встречены критикой, не все удались, но некоторые режиссерские работы Никоненко вызвали интерес и завоевали признание: "Трын-трава", "Целуются зори", "Цыганское счастье", "Люблю. Жду. Лена.", "Корабль пришельцев", "Елки-палки".
Личная жизнь
Супруга – Екатерина Воронина, актриса (окончила ВГИК, где и познакомилась с Сергеем Петровичем, получавшим к тому времени второе режиссерское образование, поженились 14 июля 1972 года, снималась почти во всех картинах мужа, а также у других режиссеров, в настоящее время - исполнительный директор Есенинского культурного центра, которым руководит ее супруг).
Сын – Никанор Никоненко, режиссер (26.12.1973, назван в честь деда по отцу, в детстве сыграл эпизодические роли в фильмах отца «Трын-трава», «Целуются зори», «Цыганское счастье», окончил иняз, свободно владеет немецким и английским языками, проходил стажировку в Германии, где работал на заводе «Volkswagen», в 2007 году окончил Высшие режиссерские курсы).
Внук – Петр (2007)